Интервью с официальным представителем Рюкю Кобудо Тэссинкан в России

08 августа 2014

0

кобудо Павел Долгачев

Как мы уже рассказывали, с 24 по 27 июля 2014 года проходил первый Всемирный семинар по кобудо Тэссинкан. В прошедшем мероприятии принимал участие официальный представитель Рюкю Кобудо Тэссинкан в России Павел Долгачев (3 дан кобудо Тэссинкан).

Мы пообщались с Павлом, заинтересовались его персоной и решили задать несколько вопросов. Мастер кобудо Тэссинкан рассказал нам о ситуации кобудо в России, поделился своими взглядами на мировые тенденции в развитии каратэ как спорта. Ответы Павла на наши вопросы - в данной статье.

Павел Долгачев

Представьтесь, пожалуйста, расскажите, чем занимаетесь в жизни и какую роль в ней играет каратэ/кобудо?

Моё имя — Павел Долгачёв. 37 лет. Родился, вырос и живу в г.Калининграде. Воинские искусства — моя мечта с подросткового возраста, переродившаяся в долгое увлечение и даже вторую работу. Кстати, первая запись в моей трудовой книжке была сделана, когда мне исполнилось, кажется, 16 лет. Там было записано: «Тренер по каратэ».

Мне нравится и каратэ, и кобудо. Бросать пока не собираюсь. :) А по жизни я журналист, много лет работаю в региональных изданиях, посвященных автомобилям.

Кто Вы – каратист или же кобудоист? Насколько связаны в Вашем понимании миры каратэ и кобудо? Можно ли их отделять друг от друга?

Во мне всего понемножку. Практически все 90-ые я активно занимался каратэ в группе со своими коллегами. Много ездили, выступали на соревнованиях. Так получилось, что кобудо практиковал регулярно, но делал это самостоятельно, лишь изредка тренируясь с друзьями, которым восточное оружие было менее интересно, чем мне. С 1996-го я вёл факультатив по кобудо для одноклубников, что, кстати, мотивировало к дальнейшему совершенствованию. Чуть позже когда активно занялся преподаванием, доля кобудо в моих занятиях увеличилась. И сейчас, мне кажется, кобудо и каратэ в моих личных тренировках поровну. Но всё — под настроение.

Насколько интенсивно Вы тренируетесь? Изменяются ли Ваши тренировки с получением новых данов, степеней?

Это самый болезненный вопрос — и в прямом, и в переносном смысле. Основная проблема тренирующего каратиста/кобудоиста — найти время для собственных занятий. Тренировки с учениками не позволяют полностью сконцентрироваться на собственной подготовке. Но у меня с конца прошлого года обнаружились проблемы со здоровьем, из-за которых я загремел на больничную койку и до осени отменил занятия в своих группах. Весь этот период я тренировался от случая к случаю.

Обычно же мои занятия — практически всегда в рамках тренировок. Будучи тренером, удаётся много внимания уделять базовой технике. На сложные вещи приходится выкраивать дополнительное время. И это всегда не так часто, как следует.

Павел Долгачев с учениками

Кто привел Вас в мир каратэ/кобудо, и кто привил к нему такую любовь?

Пожалуй, я человек счастливый. Если кому-то не везёт с тренером, то в моей спортивной биографии всё гладко. Свои занятия в каратэ я начал в 1990 году под руководством Андрея Викторовича Глазунова, который на протяжении многих лет возглавлял «Федерацию каратэ Калининградской области». Великолепный педагог, замечательный человек. Тренировки у него всегда интересные. У нас всегда было взаимопонимание. И, как настоящий учитель, он верит в своих учеников, может быть, даже больше, чем они в себя. Мы — его ученики — во многом были самостоятельны. В общем, поле для творчества и экспериментов было отличное. Удивительные были времена! Однако в 1999 году клуб  «Ангерона», в котором я занимался у Глазунова, потерял свою базу — спортивный зал. Я тогда закончил ВУЗ и устраивался в жизни, и с тех пор у Андрея Викторовича не тренируюсь. Группа старших учеников распалась. Но всем, что я умею даже сейчас, я, в сущности, обязан Андрею Викторовичу Глазунову.

В каратэ ещё несколько человек оказали на меня влияние. В частности англичанин Боб Ганнибал, ныне 7-ой дан Годзю-рю. Отличный специалист в традиционном каратэ и, кстати, ушу, настоящий фанат. Приятно, что сейчас он очень много времени проводит в России, делясь своими знаниями со своими коллегами.

В кобудо мой главный учитель — Кэтрин Лукопулос. К сожалению, последний раз мы виделись лет 13-14 назад. Она пыталась обустроить жизнь сначала в США, потом в Германии, но остановилась на Греции. Восьмидесятые и первую половину 90-ых она жила и трудилась на Окинаве. Туда она, не долго думая, поехала искать «настоящее каратэ», её приняли в свои додзё несколько авторитетных мастеров. Среди тех, кто был её наставниками — Эйити Миядзато (10 дан Годзю-рю каратэдо), Сёсин Нагаминэ (основатель такой ветви каратэ как Мацубаяси-рю), Эйскэ Акаминэ (лидер Рюкю кобудо, 10 дан), Ко Уэхара (мастер и каратэ, и кобудо, 10 дан). Так вот, она одной из первых показала недавно вышедшим «из подполья» энтузиастам республик бывшего СССР «живьём», не по книжкам, настоящее окинавское кобудо. В 1991 году она провела семинар в Казахстане, а в 1993-ем — в России. Семинар проходил в Томске, куда от Калининграда мой тренер направил меня и мою одноклубницу Катерину Сидорову. Наставница  Кэтрин Лукопулос, во-первых, показала высокий класс собственного мастерства, научила многому, объяснила построение методики обучения кобудо. И, конечно, много рассказывала о загадочной, почти неизвестной в то время Окинаве. Мы слушали, раскрыв рты — так всё было интересно и необычно! В общем, Кэтрин-сэнсэй расположила к себе и привила не угасший по сей день интерес к кобудо. И не только мне, конечно же — многим, кому повезло с ней встречаться.

И с 2005 года я активно участвую в деятельности «Рюкю Кобудо Тэссинкан Кёкай» («Ассоциация старинных рюкюсских воинских искусств стиля Тэссинкан»). Основателем организации является мастер Хидэми Тамаёсэ. Он же — главный наставник. Развитием Тэссинкан в Европе руководит второй мой учитель Тэссинкан — Франк Пельны из Германии.

Расскажите о своих достижениях в каратэ и кобудо, каких наград/званий Вы удостаивались?

Состязаний в кобудо в России и странах бывшего СССР всегда было немного. Хватит пальцев обеих рук для подсчёта событий, которые я посетил. Я пытался принимать участие если не во всех, то в большинстве тех соревнований, куда мог добраться, ведь финансировалось всё, как правило, из собственного кармана. А вот первый мой турнир по кобудо проходил  «на родной земле» и состоялся в рамках семинара, который проводила сэнсэй Кэтрин Лукопулос. Это случилось в Калининграде в начале 1995 года. Раздел соревнований был один для всех — ката кобудо. Я выиграл. Тогда же получил 1 кю. Лишь пять лет спустя в Одессе  прошли следующие мои соревнования — Международный турнир «Наха-тэ», который традиционно проводит Валерий Кусий, кстати, в прошлом один из учеников Кэтрин Лукопулос. Я снова получил золотую награду. И дополнительно - «серебро» в ката каратэ.

Павел Долгачев

С 2005 года время от времени выступаю на Кубках Европы по кобудо стиля Тэссинкан. Попадал на все ступени пьедестала почёта. Правда, с каждым разом всё сложнее выступать — соперники сильные. И я потихонечку «сдаю позиции». Например, на прошедшем недавно Кубке Мира по Тэссинкан я проиграл уже в первом круге.

В 2006-2008 годах выступал на различных соревнованиях, которые проводились под эгидой «Федерации Кобудо России». На Кубках и одном Чемпионате России становился победителем. За успехи присвоено звание «Мастер спорта России» по «ВБЕ, дисциплина «Кобудо»».

В июле этого года сдал квалификационный экзамен по Рюкю кобудо Тэссинкан на 3-ий дан. Вот, собственно, и все мои достижения.

На кого вы ровнялись, кого в мире каратэ/кобудо вы считаете своим кумиром?

В мире кобудо всегда были и есть замечательные мастера, но кумирами и «звёздами» назвать их сложно. Ведь что такое «звезда» в «большом» спорте? Человек, который движется к успеху, обладает харизмой или как минимум особым характером. Его карьера освещается средствами массовой информации, равно как и различные стороны его жизни. А в кобудо? Мы, кобудоисты, слишком разобщены, чтобы кто-то сумел достойно пропиариться. Поэтому в общении друг с другом мы, бывает, обходимся краткими, но ёмкими характеристиками, высказанными в отношении тех или иных мастеров.

«Балдею» от Кэтрин Лукопулос на пике её карьеры. Есть отличный мастер кобудо (направление Рюкю Кобу-дзюцу) Джулиан Мид из Великобритании: любо-дорого посмотреть. Или специалист в Матаёси-кобудо Дзэнъэй Осиро, проживающий во Франции — отличный мастер! Великолепен окинавец Минору Накамото (Рюкю кобудо Бумбукан), ставший чемпионом мира в разделе «ката кобудо» на объединенных соревнвоаниях по каратэ и кобудо. В Тэссинкан, к примеру, свои лидеры. Я отмечу Вальтера Хагена (Германия) и Игоря Мирутенко (Беларусь). Каждый по-своему хорош. И у каждого бойца есть свои сильные стороны, которые «поклонник» может заимствовать, чтобы стать лучше. Я тоже, в меру сил, «подсматриваю» за более успешными коллегами.

В следующем, 2015 году состоится первый самостоятельный чемпионат мира по окинавскому кобудо. Возможно, тогда и начнётся отсчёт лучшим, которых будет знать весь мир кобудоистов, и не только по видео.

Вы принимали участие в первом всемирном семинаре по кобудо Тэссинкан. Чем этот семинар Вам запомнился, чем он выгодно отличается от других мероприятий в которых Вы участвовали?

Был сделан первый шаг — семинар получил статус Всемирного. И пусть большинство участников по-прежнему представляли Европу, я очень надеюсь, что это мероприятие в скором времени станет действительно всемирным. На самом деле больше всего порадовало, что на прошедшем семинаре было семеро человек из разных городов России — Калининграда, Воронежа, Анжеро-Судженска и теперь уже российского Севастополя. Россиянам удовольствие отправиться в Европу обходится дорого. Я очень уважаю людей, решивших потратить собственным трудом заработанные средства на поездку. И надеюсь, что нас будет всё больше и больше.

Можно ли кобудо считать спортивной дисциплиной?

Вполне. Кстати, в некоторых солидных организациях каратэ параллельно с соревнованиями в дисциплине «ката каратэ» проводятся и соревнования по «ката кобудо». Организации кобудо также активно используют соревновательный аспект для мотивации учеников. Пожалуй, в последние десятилетия спортивная часть кобудо стала очень значимой в подготовке кобудоистов.

Павел Долгачев

Если говорить о каратэ, то скажите, что Вы думаете о делении данного боевого искусства на спортивное и традиционное? Что вам ближе? Как относитесь к стремлению ведущих организаций мира включить каратэ в список Олимпийских видов спорта? Как думаете, может ли кобудо быть как-то включено в этот же список?

Уверен, что деление на спорт и традицию — довольно условное. Тем не менее, я сам провожу границу между этими явлениями. Мне ближе «традиционное» каратэ и кобудо. Сложности, связанные с развитием традиционного каратэ, являются объективными. И речь не об идеологическом противопоставлении (обычно «традиционщики» пеняют на то, что в спорте главное — путь к успеху, а «классика» - способ самосовершенствования). Оставим этот непростой вопрос. Давайте задумаемся о том, какие результаты дают спорт и «традиция». Спорт — сфера, где всё меряется показателями «скорость, сила, выносливость, координация». Техника, которую демонстрируют спортсмены-«катисты», как правило, в значительной мере зиждется на «традициях» каратэ. И главная из этих традиций (ничуть, кстати, не отрицающая важность физических качеств) — специфическая механика, манера движений. Но то, что в классических стилях считается эталоном, в спорте очень часто имеет мало значения. «Тонкость» механики добротного традиционного каратэ в море спортсменов, обладающих великолепной функциональной подготовкой (такое ощущение, что среди спортсменов идёт гонка на лучшую «функционалку»), оказывается часто незаметна ни для зрителей, ни для искушённых судей. Иными словами, особенности, считающиеся «традиционными», оказываются недооцененными. Есть риск потерять в спорте «тонкости» традиционного каратэ. А оно последние несколько десятилетий двигалось в направлении тщательного совершенствования именно механики движения и динамики. Речь не о «правильно» загнутых пальчиках или стойках. Речь именно о динамике, соотношении напряжений/расслаблений, темпо-ритме. Некоторые стили и организации добились отличных результатов на этом поприще.

Из числа спортсменов, которые на соревнованиях WUKO/WKF в разные годы демонстрировали примеры качественного каратэ с явно традиционной «закалкой» я бы отметил, например, Цугуо Сакумото (чемпион мира  80-90ых годов, представитель Рюэй-рю каратэ-кобудо) и Ацуко Вакаи (чемпионка мира, представительница стиля Годзю-рю). Сейчас на татами блистает Рика Усами (Сито-рю).

Может показаться странным, но я не сторонник включения каратэ и, тем более, кобудо в перечень олимпийских видов спорта. В России для многих это означало бы, что государство обеспечит финансовую поддержку спортивных школ и секций. Однако главную проблему многие понимают — Олимпийские игры давно стали индустрией. А значит, спорта там становится всё меньше, а бизнеса — всё больше. Честно говоря, я бы не хотел такого развития событий для кобудо. Ибо проблемы перевесят полезный эффект. И объективно — кобудо никогда не попадёт в ОИ самостоятельно. Только если в качестве одной из дисциплин вида спорта «каратэ», что также весьма сомнительно.

Павел Долгачев

Можно ли сказать, что Вы – главный представитель кобудо в Калининграде и в России в целом?

Главный или нет — это не важно. В Калининградской области кобудо преподаётся в нескольких клубах. Моё преимущество лишь в том, что я активней других принимаю участие в различных выездных мероприятиях. Если говорить о Кобудо Тэссинкан, то каждая условная региональная единица обладает самостоятельностью. У нас в российском Тэссинкан пока нет никакой необходимости создавать межрегиональную организацию (для статуса всероссийской у нас и вовсе слишком мало регионов). Просто нет необходимости — мы так сильно разбросаны по стране, что даже проводить совместные состязания сложно. Может быть, что-то изменится с течением времени, когда в каждом регионе окрепнут местные организации.

Расскажите о состоянии кобудо в России

В России есть разное кобудо. Во-первых, кобудо в настоящее время также делится на «стили» и организации. Как идут дела у коллег — судить сложно. Все занимаются, ездят на соревнования. Конечно, окинавское кобудо значительно уступает по популярности каратэ, которого существуют десятки видов.

Что будет в будущем? Сложно говорить о каких-либо свершениях. Я довольно пристально слежу за тем, что происходит в мире воинских искусств. Думаю, есть самое главное — мы все увлечённо занимаемся. А значит, растём.

Павел Долгачев

Редакция karate.ru благодарит Павла Долгачева за интересное интервью.

  



Мир каратэ

Мы в соцсетях: