Летний лагерь Центра Ояма-каратэ в г. Сочи в Олимпийской деревне

Мы долго ждали этого лагеря! И вот, наконец, 09 июня 2016 г. наступил день отъезда. Более 50 спортсменов, тренеров и врач выехали в г. Сочи, где в соответствии с планом Российского Представительства WORLD OYAMA-KARATE ORGANIZATION проводилась 1-я смена летнего лагеря

Ну, а теперь по все по порядку… Предлагаем вашему вниманию дневник Шихана В.В. Кариуса – организатора, идейного вдохновителя и руководителя спортлагерей, туристических походов и сборов, которые проводятся регулярно в Центре Ояма-каратэ вот уже более 20 лет.

Дневник Шихана. В.В. Кариуса

Идея организации спортлагеря непосредственно в месте проведения зимней Олимпиады в Сочи в 2014 г. пришла сразу после 1-го посещения мною олимпийских объектов. Я сказал себе: «Я должен показать эти уникальные творения рук человеческих своим ученикам». Сказано – сделано! Вопреки целому ряду организационных и финансовых трудностей мне удалось найти оптимальное решение, и МЕЧТА СБЫЛАСЬ – мы в Сочи!

Следует оговорится, что прежде, чем вывезти группу на отдых, я сам лично побывал и ознакомился с теми местами (в горах и у моря), где планировалось наше пребывание. Ну, а договора были заключены еще зимой.

Поезд
Ехали весело! Почти весь вагон наш. Команда разношерстная – и по возрасту, и по мастерству: спортсмены от 7 лет и старше, от белых поясов до черных. Главные занятия в поезде – еда, игры, ежедневное трехразовое посещение вагона-ресторана (опять еда), снова игры.
На стоянках поезда длительностью более 15 минут дружно выходили на перрон, предварительно одев белые фирменные бейсболки. Тренировались мы на виду у удивленных пассажиров-соседей: отжимались, приседали, выполняли простые задания в парах. Почти двое суток пролетели незаметно. И вот за окном море и горы.
Все это – Кавказ!

Первые впечатления
На перроне города Адлер – на новом Олимпийском ж/д вокзале – нас встречал представитель транспортной компании. Веселой гурьбой мы вывалились из вагона и через несколько минут были уже в здании вокзала. И тут случилась неприятность…
Во время контроля багажа у меня куда-то делась поясная сумка. Там не было ничего ценного, кроме телефона и паспорта. Туда-сюда, ищу… спрашиваю… Никто ничего не видел. Тогда звоню на свой номер телефона. Ответ с кавказским акцентом: «Да, слушай, у нас твоя сумка, подходи…» Я быстро прибежал в назначенное место и о, чудо!.. Получил свою сумку от постороннего человека. Приятно! Все обошлось.
Рассредоточившись в два автобуса взяли курс в горы, в Олимпийскую деревню на Красной поляне, в курорт "Роза- Хутор".
О, горы, вы – чудо!
Ехать на комфортабельных автобусах – сплошное удовольствие. Тепло. За окном великолепные горные пейзажи. Дорога сначала прямая, а затем – серпантин.
Двигались около часа. Начало темнеть. Солнце на закате освещало лучами макушки снежных вершин, которые горели ярко-красным цветом и создавали ощущение СКАЗКИ. Величественный горный массив Аибга приветствовал нас у своего подножия на высоте 1170 м. над уровнем моря – именно там находился наш уютный горный отель «Роза- Ски-Инн».
Здравствуйте, горы! Здравствуй, Кавказ! На 7 дней мы ваши!

Немного об отеле
 Отель наш стоит на горе. Прямо у входа обширная смотровая площадка. Облака под нами. Где-то внизу иногда до нас доносится мелодичный шум реки-красавицы Мзымты.
Разместились быстро. Я заранее подготовил все документы и справки, так что проволочек не было.
Нас моментально накормили ужином, после чего мы наспех разложили вещи и – быстро на собрание.
Вся команда оживленно обменивалась впечатлениями. Отель понравился всем. Ещё бы: разместились по два человека в номере. А там… телевизор, холодильник, туалет, душ, телефон. Номера-апартаменты. Вся мебель новая, а полотенца, которые меняют каждый день изготовлены известной олимпийской фирмой «BOSCO», а это – высокое качество!
И ещё, что немаловажно: из каждого окна открываются такие виды, что дух захватывает – горные снежные вершины с пиками, стремящимися в небо!

О режиме и расписании
Схема режима проста:
8:00 – подъём;
8 :15-09:15 утренняя тренировка (кросс по пересечённой местности и спец подготовка);
9:30-10:00 – завтрак (шведский стол);
После уборки комнат и проверки приблизительно в 10:45-11:00 – поход или экскурсия до 13:30- 4:00. С 14:00 до 14:30 – обед. 15:00-16:00 – отдых. 16:00-17:30 - тренировка. 17:30-18:00 – душ, отдых. 18:00-19:00 – свободное личное время (стирка, игры, индивидуальная подготовка по карате). С 19:00 до 19:30 – ужин. 19:30-20:15 – подготовка к конкурсам, чемпионатам. 20:15 – общий сбор в холле на музыкальную вечеринку, юмористические чтения, веселые конкурсы, дурачества и т.д., и т. п.
Перед сном иногда – массовая прогулка и в 22:00 отбой. Для старших спортсменов от 14 лет, имеющим зеленые пояса и выше иногда отбой в 23:00 (при условии хорошей дисциплины).

О событиях на «РОЗА- ХУТОРЕ»
Событий много! Впечатлений еще больше! Но тело у многих ноет от нагрузок. Не забываем – мы спортсмены и отдых у нас активный, что предполагает постоянную работу над собой с привлечением волевых усилий на преодоление своих слабых мест.
Открою свой небольшой тренерский секрет. Везде и всегда в спортлагерях, турпоходах, на УТС (учебно-тренировочных сборах) я всегда первые три-четыре дня жестко «закручиваю гайки» и за малейшие провинности наказываю спортсменов взысканиями. Эта практика имеет хороший эффект, что выражается в том, что к концу первой недели отрыва от дома мы получаем дисциплинированную команду, которая работает, как хорошо отлаженный механизм швейцарских часов.
Так было и на этот раз. К тому же, все спортсмены были разделены на три отделения (по возрасту) во главе каждого был назначен командир. Я же осуществлял лишь общее руководство и контролировал наши внешние связи. Тренировки обычно ведем вместе с моим заместителем – директором по спорту К.В. Демчуком, а командиры 2-го отделения (Э. Барбос) и 3-го отделения (О. Садыглы) работали под нашим руководством. Схема удобная и результативная.
1-й день в горах был адаптационный. На 2-й мы по «канатке» спустились вниз – в долину реки Мзымта (высота 560 м. над уровнем моря), где располагаются основная зона курорта «Роза-Хутор». Полдня гуляли там, изучая местность и достопримечательности. Жарко: +28 градусов выше нуля.
На 3-й день, кроме тренировок, у нас состоялся турпоход по тропе здоровья, расположенной на территории курорта. Попутно преодолевая спуски и подъемы, я рассказывал детям о технике туризма, об интересных поучительных случаях из жизни туристов и альпинистов. Говорили о природе и животном мире Кавказа. Солнце жарило по-южному.
Вся программа мероприятия у нас расписана буквально по минутам. В её рамках на следующий день мы посетили экстрим-парк «Панда-парк». Там мы преодолевали маршруты веревочных преград. Вся группа распределилась на три подгруппы – в зависимости от роста – и после инструктажа мы погрузились в мир экстрима и переживаний. А находится парк выше нашего отеля на склоне горы с высотой 1350 метров над уровнем моря. Прежде чем подняться туда, пришлось немало попотеть на горной дороге.
На 5-й день нашего пребывания в горах погода стала пасмурной, пошёл дождь, но это никак не повлияло на наше решение. Тренировки продолжались.
По плану у нас в этот день был аквапарк, который находится в большом развлекательном центре «Галактика» на курорте «Лаура» («Газпром»).
Аквапарк всем нам понравился.  Я был во многих подобных парках – как в России, так и за границей, но этот отличается от остальных, прежде всего, своим уютом и отличной эргономикой. Все удобно, все на своих местах. Вода комфортная. Особенно запомнился открытый бассейн, окруженный снежными вершинами гор. Это не забываемо!
Вечером, как всегда, тренировались, не смотря на моросящий дождь.
Ещё стоит упомянуть о том, как здесь – в горах – хорошо спиться. Воздух чистый, тишина, ночью звезды прямо над головой и до них можно едва ли не дотянуться рукой. Конечно, было тепло. Температура ночью на нашей высоте от +25 до +27 С. Спали с открытыми окнами. Бывало, закроешь глаза, через мгновение открываешь, а ночь уже позади и на часах 07:00 утра. Пора на утреннюю тренировку...
6-й и 7-й дни тренировались, делали ночной выход с фонариками, каждый вечер выходили перед сном на прогулки по окрестностям, во время которых я обычно рассказывал детям интересные, а иногда страшные истории. Были и странные находки: на одном из выходов нашли записку от известного всем нашем детям персонажа – Бабушки с апельсинами.
Время в горах пролетело быстро.  Пора на море…

Прибыли на море
В назначенное время на двух автобусах мы прибыли на берег моря. Там поселились в одном из кварталов города-отеля «Бархатные сезоны» – прямо в Олимпийской деревне. Жара +32- +35 С.
Разместились в номерах по три человека с кондиционерами, телевизорами, ванными комнатами и душем, холодильниками. Современные корпуса со всеми комфортными условиями – это конечно хорошо, но!.. Я в который раз сделал вывод: детям-спортсменам это ни к чему. Достаточно иметь минимум условий, тогда и воспитательный процесс идёт лучше и дисциплина на высоком уровне.
На этот раз режим изменили. Подъем в семь утра, завтрак в 7:30, 8:15-8:30 – выход на море или выезд куда-либо. После моря к 12:00 возвращались в корпус (утренние тренировки делали прямо на пляже, после чего купались). Обедали в две смены. Питание 3-х разовое –шведский стол.
С 16:00 – выход на море или тренировка, затем до 18:30 купание и тут же – на пляже – конкурсы, чемпионаты, отработки за провинности. По вечерам – песни, прогулки, купание в темноте под звёздами…

О взысканиях и педагогике
Что касается взысканий за нарушения дисциплины, то тут почти за два десятилетия спортлагерей уже все отработанно: за отсутствие форменной бейсболки –30 отжиманий или 50 приседаний, за глупый вопрос – то же самое (пример: «А у нас обед сегодня будет?»), за опоздание на построение – от 100 приседаний до спец комплекса (отжимания – 100, приседания – 100, пресс – 100), за потерю ключа – 1000 приседаний и т.д. Если на построении кто-то отсутствует, то пока его ищут дежурные, остальные стоят на кулаках или делают какие-либо упражнения. Все это позволяет создать крепкий спортивный коллектив, участники которого начинают понимать, что каждый из них является частью единого организма, каждый в ответе не только за себя, но и за других. Бывают в нашей практике и грубые дисциплинарные «косяки». К ним относятся драки, кражи, вандализм, иногда «дедовщина». Да, это есть! И я никогда не поверю тем руководителям детских групп, которые будут с пеной у рта бить себя в грудь и доказывать, что у них этого нет. Это было, есть и будет! И мы – тренеры, воспитатели, педагоги, зная возрастные особенности наших детей, конечно, учитываем все это в своей работе. Ну, а взыскания за эти тяжкие провинности могут быть разные – начиная от физических упражнений и заканчивая лишением различных благ, таких как мороженное, экскурсии, аквапарк, поощрения и т.п.
Отрадно то, что в 99% случаев мы – тренеры – имеем по вопросам воспитания полное взаимопонимание с родителями, что является хорошей предпосылкой для совершенствования наших детей. Но остаётся 1% на недопонимание между сторонами. Здесь я всегда стараюсь убедить родителей в том, что делать надо именно так, а не иначе и обязательно аргументирую свою позицию. Этому же учу и всех своих учеников – тренеров, стажеров, спортсменов. Важно не переступить грань между наказанием и унижением. Унижать нельзя ни при каких обстоятельствах! Если же после нескольких попыток найти общий язык в решении какой-то сложной ситуации не удаётся, то иногда приходится расставаться со спортсменами и родителями, не принимающими нашу точку зрения. Ведь без взаимного доверия не будет результата!
Чтобы не быть голословным приведу типичный пример. В одном из лагерей на Черном море двое участников написали большими буквами на двери гостиничного номера их товарищей по группе два нецензурных слова, одно из которых «Х» (!!!). Этим они хотели показать своё негативное отношение к «жертвам». Их застали на месте «преступления» с поличным. Наказали. Уважаемые родители, представьте своего ребёнка в роли «жертвы». Мягко говоря, вам будет неприятно. С нарушителями я провёл беседу, причём без повышения голоса, но с психологически дозированным нажимом. Прошло несколько дней. И снова нарушение! Один из провинившихся ранее, опять совершил проступок, а с ним ещё двое ребят – соседи по номеру. На нашу группу – вследствие этого нарушения дисциплины, посторонние люди, живущие рядом, подали жалобу в администрацию отеля. Резонанс был неприятным. Чуть не пострадала вся группа. Мне удалось уладить конфликт. Провинившиеся получили взыскание. Двое из них осознали вину и раскаялись в содеянном. Один же, который оступился в первый раз, до сих пор не осознаёт свою вину. Более того, он в искаженном виде сообщил о произошедшем родителям. Родители же, восприняв ложную информацию, сделали неправильные выводы...
Вывод: для получения положительных результатов совместной деятельности необходим прямой доверительный контакт между тренерами и родителями. Не следует спешить с умозаключениями, не разобравшись в деталях. Всегда можно найти оптимальное решение, которое удовлетворит всех. Надо только иметь желание!!!

С каждым днём все интереснее
Кроме того, что мы тренировались по два раза в день, у нас был организован целый ряд интересных мероприятий, которые объединяли всех участников, давали повод для оживленных обсуждений и переживаний.
Сбылась мечта – мы в сердце Зимней Олимпиады 2014 года. В Олимпийском парке! Грандиозные спортсооружения удивляют и заставляют ещё раз утвердиться в величии возможностей человека! Исчерпывающий рассказ экскурсовода об Олимпиаде, Олимпийском парке, его строительстве и т.д. захватил наше внимание на два часа. Мы исходили весь парк вдоль и поперёк. Познакомились и с автодромом, где проводился этап гонки «Формула-1». Даже удалось залезть под Олимпийский факел!
Через день отправились на экскурсию по г. Сочи. Олимпиада преобразила этот старейший российский курорт. Большое количество красивых отелей и новых жилых кварталов перемешиваются здесь со старыми советскими постройками. Впечатлил парк «Ривьера», морской вокзал, возле которого стоят скульптурные памятники персонажей х/ф «Бриллиантовая рука». Город Сочи – красивый город. Чтобы насладится его красотами надо по нему гулять не спеша, а у нас времени мало.
Как бы там ни было, но нас постоянно манят к себе горы. И вот наступил день очередного похода. На этот раз прошли маршрут от курорта Мацеста по реке Агура через ущелье к АГУРСКИМ водопадам. Маршрут усложнился из-за грозы, которая накануне наблюдалась в горах. Однако скользкая тропа не помешала нам дойти до самого верхнего водопада и получить массу удовольствия, ведь природа Кавказа никого не может оставить  равнодушным.
В один из дней я решил сделать велосипедный вояж по Олимпийской деревне и парку. Взяв напрокат велосипеды, 1-е отделение (старшие) почти в полном составе выехали на пробег. Шли колонной. В сердце Олимпийского парка у стадиона «Фишт», переодевшись в кимоно, провели тренировку. Этот день запомним надолго. Всем понравилось.
Мы давно мечтали посетить знаменитый «Сочи-парк» – парк развлечений и аттракционов. Мечта сбылась!
После ужина все дружно выдвинулись в парк в предвкушении острых впечатлений. Стемнело. Парк засверкал яркими огнями. Подсветка отеля «Богатырь», отстроенного в стиле средневекового замка, завораживала. Звучала музыка, с моря дул легкий прохладный бриз. Я проверил у всех наличие жетонов с телефонами тренеров, распределил спортсменов по группам и назначил контрольное время встречи. Мгновение и возле меня и моего помощника сенсея К. Демчука уже никого не было – все умчались по аттракционам. В назначенное время мы собрались и наперебой стали рассказывать взахлёб друг другу о полученных ощущениях.
Меня больше всего впечатлило 30-ти минутное представление цветомузакальнолазерных фонтанов (не путать с фонтанами в Олимпийском парке!). Я объездил полмира, но ничего подобного нигде не видел! Рекомендую всем!
В завершение смены по традиции летних лагерей мы совершили морскую прогулку на катере из морского порта г. Сочи. Было приятно, что капитан судна был родом из нашего г. Всеволожска.

Наши конкурсы и соревнования
Я сторонник игр и соревнований. Все от мала до велика любят играть и соревноваться. В наших лагерях масса традиций. Дети их знают и любят. Они хотят все!  Но времени-то в сутках лишь 24 часа...
На сей раз удалость провести соревнования по подгруппам – по
армрестлингу, шашкам, шахматам, картам «Уно». Также мы выявили сильнейших в плавании и задержке дыхания под водой. Провели конкурс на лучшие стихотворения и песни. Определили победителя в номинациях «Лучший спортсмен смены» (Матвей Гусев), человек-«косяк» (обладатель самого большого количества наказаний – Юра Мясищев).
Все получили специальные призы в виде сочинских олимпийских сувениров, головных уборов, одежды.
Прощальный вечер отметили мороженным «от Шихана» и купанием в тёплом ночном море.

Итоги
Я всегда наблюдаю за моими учениками в разные моменты нашей совместной жизни: в лагерях, на соревнованиях, на тренировках, в походах и т.д. Я твёрдо знаю «с кем бы я пошёл в разведку, а с кем нет». После этой смены глаза у всех горели! Я вижу, что всем понравилось, хотя, конечно, кое-кто из младших участников 8-9 лет иногда по вечерам скучал по дому. Я сам все своё детство провёл в лагерях, в том числе, пять 45 дневных смен в г. Сочи, в пос. Хоста и знаю, что такое отрыв от дома. НО!... В любом случае, все эти впечатления от тренировок, взысканий, познания нового, общения с друзьями и т.п. останутся у каждого до конца жизни! Я в этом уверен!
Жизнь надо познавать на ощупь, а не с экрана телевизора. Именно поэтому я беру своего младшего сына с 4-х летнего возраста в наши спортивные лагеря, чтобы он рос настоящим мужчиной, а не маменькиным сынком.
Хочу ещё раз поблагодарить родителей за доверие, оказанное мне и нашим тренерам. Мы и впредь будем стараться работать с полной самоотдачей ради воспитания здорового во всех отношениях нашего молодого поколения !

Осу!   Ваш Шихан В. В. Кариус

P/S
Один из моих 14-ти летних учеников как-то сказал мне: «Вячеслав Витольдович, вы очень строго с нас спрашиваете на тренировках и вообще. Но вы и очень много даёте нам. За это мы вас уважаем!»
Эти слова являются высокой оценкой моего труда, а в моём лице и всей нашей организации.
После таких слов хочется ещё больше отдаваться работе...