Секрет чудан-цуки: разница — в движениях мышц!

В разных рубриках нашего журнала мы уже касались проблемы, с которой сталкиваются японские спортсмены при выполнении чудан-цуки на международных соревнованиях. Попробуем разобраться, почему спортсменам не удается выполнить этот удар, и подумаем над тем, как решить эту проблему.

Материал предоставлен журналом "JKFan" (Казахстан), русской версией японского одноименного журнала.

 

 

Джордж Тзанос, чемпион Европы 2012 года

Чем японские спортсмены отличаются от зарубежных?

На фото показан удар чудан-цуки в исполнении Тзаноса, чемпиона Европы минувшего года. Удар на фотографии в остановленном виде, может, ничем и не отличается от ударов других спортсменов. Но в движении - совсем другая картина. Так в чем же разница?

 

Такая проблема присутствовала и до принятия новых правил

Всем известно, что с 2012 года во Всемирной федерации каратэ начали действовать новые правила. Также в последние годы заметно увеличилось количество проводимых международных турниров. К примеру, только в июле 2012 года одновременно проходили чемпионат Азии и Международная Универсиада.

И спортсмены, выступающие на международных соревнованиях, и многочисленные наблюдатели все чаще говорят о сложностях в выполнении чудан-цуки. Даже если удар и проходит, судьями он не засчитывается.

На самом деле эта проблема возникла не с введением новых правил, а несколько лет назад. Не будем отрицать, что, возможно, небольшое влияние новых правил на оценивание чудан-цуки имеет место быть. Но давайте пока отложим правила в сторону.

 

У нас по-разному работают мышцы

На международных соревнованиях часто возникают такие моменты, когда, казалось бы, выполнен красивый цуки, но он почему-то не впечатляет судей и, соответственно, не оценивается.

Причина кроется в том, что у нас по-разному работают мышцы. Еще 27 лет назад, когда я работал за границей, обучая иностранцев каратэ в том виде, в каком обучаю японцев, у меня появились сомнения в правильности подхода в обучении. То есть я столкнулся с дилеммой. С одной стороны, мне нужно было учить спортсменов так же, как учили меня в свое время. А с другой стороны, при обучении нужно было учитывать национальные особенности спортсменов, которые проявляются в работе корпусом, поясницей и плечами. Находясь среди иностранцев, я почувствовал эту разницу в ощущении тела и в том, как работают мышцы у японцев и иностранцев.

Конечно, можно ограничиться объяснением, что Япония была закрытой страной, поэтому имеет своеобразные отличия, и это тоже будет правильным.

Но весьма интересно, на мой взгляд, национальные особенности проявляются в управлении телом, когда сила вкладывается преимущественно либо при сгибании, либо при разгибании. Японцы силу вкладывают преимущественно при сгибании. Представители же других стран вкладывают силу при разгибании. К примеру, спортсмены таэквондо, выполняя цуки, как

бы выбрасывают кулак. Японцы же выполняют его плавным движением.

Возьмем пример с пилой. На каком этапе Вы режете пилой: когда тянете на себя или от себя? Японцы вкладывают силу при сгибании, то есть когда тянут на себя, тогда как все другие народы выполняют движением от себя. С рубанком та же ситуация. Если другие народы стругают рубанком, надавливая от себя, то японцы - движением на себя.

Примеры работы с инструментами являются показательными и хорошо поясняют, как японцы в управлении своим телом отличаются о других.

 

Различия в выполнении цуки

Сразу хочу оговориться, что с точки зрения науки в этом плане никто ничего не изучал и тем более не измерял соотношение закладываемой силы при сгибании и разгибании. И, соответственно, нет научного обоснования, у каких народов какое движение выполняется с прикладыванием большей силы. Однако возьмусь предположить, что разница вкладываемой силы при сгибании или разгибании руки существует и составляет несколько процентов или доли процентов. Но эта малая разница в доле силы, проявляемой при разгибании или сгибании, очень сильно отражается на выполняемом цуки.

В каратэ есть такое уникальное понятие, как «кивамэ» (предел, наивысшая точка). Проще говоря, это концентрация всей силы. Напрягая на мгновение все мускулы, спортсмен достигает предельной концентрации всей силы. Иностранцы же, в отличие от японцев, максимальное напряжение вкладывают при разгибании мышц. Поэтому иностранцам удается сильнее де-

монстрировать выбрасывание кулака. Конечно, в каратэ и раньше существовал способ выполнения цуки методом выбрасывания кулака, и, возможно, неправильно полагать, что это явление присуще только иностранным спортсменам.

Но, как бы там ни было, цуки, которые выполняют иностранцы, выглядят сильнее, потому что они вкладывают больше силы при разгибании, и, выкидывая кулак, придают дополнительную скорость, а следующий за кулаком перенос веса добавляет силу удара. Подчеркну, в отличие от японцев, которые концентрируют всю силу на сгибании, то есть возвращении руки после цуки.

Но, думаю, будет ошибочным определять всех по тому или другому типу движения. Я знаю многих японцев, которые силу удара вкладывают при разгибании, и немало иностранцев, которые дают больше напряжения при возвращении.

Сейчас на татами выходит много спортсменов, рожденных в межэтнических браках, в них течет кровь разных народов. И они могут использовать преимущества обеих сторон.

 

Причина короткого цуки - в осанке

Теперь рассмотрим эту проблему с позиции зарубежных судей. Многие судьи характеризуют чудан-цуки японских спортсменов как очень быстрые, но короткие.

Я думаю, что цуки получаются короткими не из-за маленького роста, все дело - в осанке. Если при выполнении цуки спина согнута, то таз смещается назад, грудь вгибается внутрь и лопатка работает уже не полностью. Это проявляется у спортсменов, которые прикладывают усилие при возвращении руки.

А у спортсменов, которые вкладывают силу при разгибании руки, наоборот, осанка вытягивается вперед, тем самым выпрямляется грудь, лопатка разворачивается полностью и рука становится длиннее.

Но это ни в коем случае не означает, что японцам никогда не удастся перестроить работу мышц с концентрацией силы при их вытягивании. Я знаю много японских спортсменов, рожденных и живущих за границей, их движения ничем не отличаются от движений иностранных спортсменов, и техника выполняется естественно.

Так сложилось, что из-за высокой миграции в США и странах Европы сейчас живут и сосуществуют разные нации и народности. Живя бок о бок с другими народами, лучше понимаешь их особенности, формируются одинаковые ощущения в работе мышцами тела, поэтому и у японцев, живущих заграницей, стиль кумитэ становится таким же, как у спортсменов других наций. И при работе с пилой для них уже вполне естественно выполнять движения от себя.

Надеюсь, мое пояснение о разнице работы мышц на разгибание и сгибание у японцев и других наций помогло в представлении всей картины.

Добавлю, что и судьи, оценивая технику удара, исходят из своих ощущений удара. У многих народов сила удара вкладывается при разгибании, поэтому и судьи в большинстве своем видят такие удары более сильными, и им тяжело их оценивать с другой позиции.

 

Упражнения на то, чтобы почувствовать присутствие силы при вытягивании руки

Если надеть поддерживающий ремень, то любой сможет почувство-
вать преимущество во вкладывании силы при вытягивании руки.
Сравним ощущения с поддерживающим ремнем и без него. С ремнем
грудь вытянута, спина ровная. А самое главное отличие - движение
цуки и возращение другой руки становятся сильнее, при этом локоть
другой руки уходит за спину.

 

Стандарты для цуки с поворотом туловища

В выполнении чудан-цуки есть и другие важные элементы, от которых зависят оценки судей. Зачастую именно из-за невыполнения таких элементов цуки японских спортсменов не оцениваются на международных соревнованиях. К этим элементам относятся касание пола передней ногой и момент нанесения цуки. Давайте сравним выполнение чудан-цуки японцами и иностранными спортсменами.

На фотографиях А показан цуки в исполнение иностранного спортсмена. Во время движения на соперника, в момент касания пола передней ногой, его корпус еще не смотрит прямо. Соответственно, камаэ не развернуто и поясница находится в том же положении. И уже после касания пола передней ногой он с поворотом туловища выполняет цуки.

На фотографиях В – цуки в исполнении японских спортсменов. Как видите, уже в момент движения к сопернику передней ногой корпус повернут и смотрит прямо. Проще говоря, иностранные спортсмены после выпада разворачивают корпус и наносят цуки, когда

японские спортсмены вместе с выпадом разворачивают корпус прямо и делают цуки. Видя разницу в таких моментах, иностранный судья оценивает тот удар, где не участвует корпус.

Чтобы получить очко за выполнение цуки на международных чемпионатах, в ударе не обязательно задействовать корпус. Нужно учиться вкладывать корпус в удар после того, как передняя нога на выпаде коснулась пола.

 

Учись боковому перемещению! Стандарты поворота туловища

Что нужно сделать для того, чтобы поворот туловища был после касания передней ногой пола? Для этого нужно изучить и сравнить, как стоят в камаэ японцы и иностранцы.

Иностранные спортсмены стоят в камаэ боком. Находясь в боковой стойке, дистанция увеличивается, становится больше пространства, и так как цель сужается до одной боковой стороны, сопернику уже тяжелее попадать по ней.

Спортивное каратэ Японии развивалось на основе кендо. Поэтому стандартной стойкой является фронтальное камаэ. И многие инструкторы учат именно фронтальному камаэ. В таком камае туловище смотрит вперед, а обе руки находятся впереди туловища. Спортсмены других стран, находясь в боковой стойке, как бы прячут туловище за передней рукой, тем самым цель для поражения становится уже и меньше. Образно говоря, передняя рука выполняет роль щита, который защищает все туловище, кулак задней руки представляет собой спрятанное «копье».

Полуфронтальная стойка японцев позволяет не рушить осанку при перемещениях в разные стороны, но и боковая стойка позволяет спортсменам эффективно делать боковое перемещение назад-вперед. При выполнении цуки в полуфронтальной стойке задняя нога спортсмена отталкивается от пола и туловище приподнимается, тем самым поворот туловища ускоряется. И фактически у многих спортсменов при выполнении чудан-цуки передняя нога поднята.

А при выполнении цуки в боковом перемещении гораздо эффективнее перейти на перемещение с согнутыми коленями, чем отталкиваться задней ногой от пола. Если правильно перемещать ноги в боковой стойке, то можно улучшить поворот туловища и тем самым получить очки от судей по выполненной технике.

 

Не поздно ли выполнять цуки после того, как передняя нога коснулась пола?

Возможно, возникнут сомнения, не поздно ли, сокращая дистанцию боковым перемещением вперед, наносить цуки с поворотом туловища после того, как нога коснулась пола.

Отвечу: однозначно не поздно. Такие же позиции есть и в традиционном ката «кокуцу-дати» и «зенку-цу-дати». В общей теории принято, что «кокуцу-дати» - стойка для защиты, «зенкуцу-дати» - для нападения. Если с самого начала взять стойку, близкую к «зенкуцу-дати», то перемещаясь вперед, можно вплотную приблизиться к сопернику.

Однако, если научиться переключаться из стойки «кокуцу-дати» в «зенкуцу-дати» и наоборот, то находясь в стойке «кокуцу-дати», Вы находитесь вне диапазона досягаемости, и если из этой позиции, без перемещения, только поворотом поясницы сменить стойку на «зенкуцу-дати», можно уже перейти в нападение и атаковать  соперника. Если хорошо использовать «кокуцу-дати», можно обойтись и без перемещений. Вышеуказанное сомнение возникло из сравнения, какое цуки быстрее в исполнении при нахождении во фронтальной/полуфронтальной стойках. Цуки, которое выполняется одновременно с выпадом на соперника? Или цуки, выполненное с поворотом туловища после того, как выпадающая нога коснулась пола? Думаю, по времени цуки, которое выполняется одновременно с выпадом на соперника, быстрее. Однако боковая стойка, приближенная к стойкам «кокуцу-дати» или «сико-дати», позволит и без большого выпада атаковать соперника и займет почти столько же времени.

Об эффективности переключения стоек «кокуцу-дати» и «зенкуду-дати» еще в конце 2011 года говорил испанский тренер Эхея, в прошлом - чемпион мира. Все это не является чем-то новым, а существовало в каратэ издревле. Зарубежные додзе изучают основы и традиции каратэ гораздо глубже, чем нам, японцам, может казаться. И глубина этого подхода особенно ощущается во время международных семинаров, проводимых за рубежом.

 

Заключение

Таким образом, я предположил, что разница в управлении мышцами является одной из причин, по которой судьи, исходя из своих ощущений управления телом, затрудняются в оценке чудак-цуки японских спортсменов. Своеобразное выполнение чудан-цуки, возможно, является особенностью японцев, которая исходит из образа жизни, отличающегося от других народов.

Но не нужно относиться к этому факту пессимистично. Уровень спорта растет, а вместе с этим понемногу стираются грани различий между народами и странами.

И, как продемонстрировали на Олимпийских играх в Лондоне японские футболисты, если прилагать достаточно усилий, то по физическому потенциалу Япония ничем не уступает соперникам. Если бы роль работы мышц на вытягивании или сокращении и правда была бы так велика, то японцы не побеждали бы ни в каратэ, ни в боксе, ни в других видах спорта.

Поэтому все, что нужно нашим спортсменам, это больше и активнее участвовать в международных турнирах, набираться опыта и совершенствоваться. Я верю, что нашим коллегам под силу то же, что и их иностранным спортсменам. И в дальнейшем, как бы ни изменились правила, мы сможем воспитать достойных спортсменов, которые будут покорять мир.

 

Автор: Шин Цуки.

Материал предоставлен журналом "JKFan" (Казахстан), русской версией японского одноименного журнала.



Мир каратэ

Мы в соцсетях: