Как сообщает официальный сайт wkf.net, журнал Budo International опубликовал интервью с президентом WKF Антонио Эспиносом. На самом ресурсе предложены три версии интервью: на английском, французском и испанском языках. Мы решили разместить русскоязычную версию материала, разделив ее на несколько частей. Данная статья представляет собой одиннадцатую из серии.
Предлагаем ознакомиться и с предыдущими:
Автор интервью с Эспиносом – Сальвадор Эрраиз.
Эрраиз: Тема спортивного каратэ, надлежащего судейства и корректных правил, безусловно, важна. Есть ли какие-либо планируемые изменения в этом направлении в ближайшее время?
Эспинос: Ну, у нас есть постоянный комитет, работающий над правилами, берущий на себя инициативу и выдвигающий определенные предложения для изменений в исполкоме. Лично я очень осторожен в плане внесения возможных изменений в правила, потому что подобные метаморфозы часто могут вызвать значительные трудности для маленьких, небольших федераций. Здесь нужно быть максимально осторожным, ведь любые изменения могут самым неожиданным образом сказаться на подготовке судей. Иногда изменения могут сделать больше вреда, чем пользы.
Эрраиз: Но у вас есть какие-то планы по поводу возможных изменений на ближайшее будущее?
Эспинос: Да, кое-какие изменения все-таки возможны. Например, мы планируем ввести правило, не позволяющее побеждать при слишком большом количестве замечаний. Другими словами, если у вас есть слишком много штрафов – вы будете дисквалифицированы. Но мы еще работаем над этим вопросом. Это будет существенное изменение правил WKF, но оно не будет слишком сложным для судей.
Мы также думали о некоторых изменениях с категориями, но это ведь не отражается на правилах, верно? Также есть вопросы с определением победителя в случае ничьей. Есть предложение проводить поединок до первого удара или засчитывать победу тому, кто нанес последний удар. Это было бы хорошим стимулом. Для вынесения наказаний мы планируем использовать только одного, главного рефери. Это поможет избежать путаницы. Кроме прочего, тренеры спортсменов будут иметь карточки, красную и синюю, и они могут использовать их, если не согласны с чем-то конкретным. Эта система уже используется в таэквондо, и она хорошо работает. Подумайте, пауза занимает едва ли 25 секунд между тем, как тренер показывает карточку и между возобновлением боя. Если тренер прав, карточка возвращается ему, в противном случае она отнимется у него за неоправданное использование.
Эрраиз: Верно. Тогда использование этих карточек будет максимально обдуманным с минимальным риском на ошибку.
Эспинос: Результаты тестов, которые мы сделали, были достаточно хорошими.
Эрраиз: Это интересно. Теперь давайте затронем еще один вопрос. Я должен упомянуть, что, согласно моему скромному мнению, ката, такие как Шитей, действительно не должны должны исполняться в спортивном каратэ. Я не думаю, что их исполнение на соревнованиях – норма.
Эспинос: Почему?
Эрраиз: Посмотрите… В вадо-рю, например, Шитей ката может изучаться лишь после достижения каратистом определенного уровня, после прохождения определенного пути. В этом философия, логика и последовательность каратэ. С точки зрения постижения каратэ шаг за шагом, каратека должен прогрессировать постепенно в течение всей жизни.
В стилевых турнирах, особенно в прошлом, это условие было обязательным для выполнения определенных ката. Т.е. исполнитель должен был соответствовать конкретной категории или уровню.
Понимаете, кто-то хочет посмотреть, как гусеница превращается в бабочку. Можно дышать на кокон, чтобы он нагрелся и ускорил свое развитие. Но бабочка, что появилась преждевременно, не смогла взлететь, она родилась со слипшимися крыльями. Ее рождение было бесполезно, она умерла. Законы природы не должны быть нарушены только из-за отсутствия терпения. Все должно постигаться шаг за шагом. Я не уверен, что эти вещи могут быть поняты всеми людьми, но я считаю именно так.
Эспинос: Ну, это приятно слышать. У нас действительно были некоторые сомнения в этом плане. На самом деле вашу точку зрения, наверняка, поддерживает большинство японских мастеров. В свое время мастер Иноуэ был ярым приверженцем вашей позиции. В первую очередь из уважения к японцам я и поддержал его предложения в этом вопросе.
Иноуэ Йошими
Эрраиз: И по причинам улучшения имиджа, я думаю. Лучше держать их на вашей стороне...
Эспинос: Да, тут вы говорите, как мои друзья из Америки...
Эрраиз: Которые должны жить в Норвегии? (Смеется.)
Эспинос: Ха, это верно, да. Мои успехи в ряде случаев можно отнести на счет моего окружения. Ведь вокруг меня есть такие люди, как Нордаль. (Примечание от karate.ru: о Гуннаре Нордале речь идет в 6 части интервью с Эспиносом)
Эрраиз: Да, еще, расскажите, кому принадлежит идея расшифровок ката посредством бункай в командном ката в полуфиналах и финалах? Я считаю, это отличная идея.
Эспинос: Это была идея Томми Морриса.
Эрраиз: Действительно, это очень хорошая идея. Эстетика каратэ и красота ката в частности, его элегантность - это следствие характера движений и приемов, но эстетика, все-таки, никогда не должно быть конечной целью.
Сегодня, в спортивном плане, каратеки часто теряют в эффективности движений во имя достижения эффектности, той самой эстетики. Это совершенно неправильно! Эти преувеличения –искусственная красота, которая не имеет ничего общего с эффективностью позиций и движений настоящего каратэ. Ката, среди прочего, - это связующее звено между прошлым, настоящим и будущим. Оно, я считаю, не должно изменяться. Судьи, иногда даже не осознавая, что они делают, оценивают преувеличенные внешне и эстетически движения.
Таким образом, бункай после ката – это как глоток свежего воздуха, это демонстрация того, что кумитэ и ката – одно целое. Думаю, в этом – великая победа WKF.
Эспинос: Я согласен. Моррис заслужил искренней похвалы, он очень хороший работник и он работал на благо WKF очень добросовестно. (Примечание от karate.ru: о Томми Моррисе речь идет в 9 части интервью с Эспиносом).
Эрраиз: Да, это была прекрасная идея. По крайней мере, на мой взгляд. Хотя, если уж я начал хвалить некоторые нововведения, то стоит и рассказать вам, насколько мне не нравятся правила относительно захватов...
Эспинос: Спортсмены так и не привыкли к данным правилам. Вместо 2-3 секунд всегда выходит 5-6. Думаю, прежде чем менять правило, нужно научиться ему следовать.
Эрраиз: Знаете, это правило вызывает ряд комментариев. И большинство из них - негативные...
Эспинос: Да, это так. Мы работаем над этим вопросом.
Эрраиз: Теперь расскажите об ударе, который японский каратист Матсухиса сделал неимоверно популярным.
Эспинос: Да, знаете, я бы сравнил этот удар… это словно удар копытом от лошади. Не только Матсухиса так бьет, этот удар также использует и Агаев.
Эрраиз: Скорее – удар скорпиона, как называют его некоторые люди.
Эспинос: Да, это сравнение, действительно, ближе. Спортсмены держатся друг за друга, а потом, уходя из захвата... Думаю, этот удар популярен сейчас везде.
Эрраиз: В некоторых случаях данный удар – прекрасный вариант для действий, но в других расстояние не подходит для него, люди теряют равновесие... Я уважаю конкуренцию в каратэ, но, как все знают, я все-таки больше сторонник традиционного каратэ.
Эспинос: Думаю, спорить бесполезно. Этот нескончаемый спор между каратэ, как видом спорта, и каратэ, как боевым искусством… Лично у меня есть свое личное мнение об этом. Если бы каратэ не развивалось, кто бы слышал о подобном? Каратэ универсально, потому что оно разрабатывается уже и как спорт. Если вы хотите развивать его как боевое искусство, вы можете сделать это лучше лишь тогда, когда параллельно будет идти развитие соответствующего спорта. Это, я считаю, вопрос баланса.
Эрраиз: Дело в том, что вопрос даже не в балансе. Некоторые люди могут задаться вопросом: «Почему я должен заботиться о популяризации каратэ? Все, что я хочу делать, это практиковать каратэ, вот и все, независимо от того, сколько людей его практикуют».
Эспинос: Ну, я считаю, что моральные ценности, которые продвигает каратэ, должны идти в массы. А это невозможно без популяризации каратэ. В любом случае, стоит признать, мы делаем общую работу. Только по-своему.
Эрраиз: Это было бы идеально, да, но в действительности цели спортивного каратэ очень отличаются от целей традиционного боевого искусства. Понятно, что спортивное каратэ утратило многообразие технического богатства каратэ. Духовность в спортивных соревнованиях также близка к нулю, все чаще презираются ценности уважения, смирения, терпимости и т.д. Стремление стать Чемпионом, лучшим может показаться положительным с субъективной точки зрения, но для того, чтобы это произошло, многие люди становятся «проигравшими», мы отбрасываем в сторону многие факторы ради результата. Разочарование и конфликты на различных уровнях – вот в чем минусы спортивного каратэ.
Каратэ следует понимать, как путь длинною в жизнь. Основами каратэ должно быть уважение, смирение, терпимость, признание и верность. Больше додзе и меньше тренажерного зала! Я думаю, что в спортивном каратэ вы должны уделять больше внимания этим деталям. Я понимаю, что спортсмены могут праздновать победу крайне эмоционально, но мы все чаще видим людей, ведущих себя совсем не как каратисты. Это было бы уместно в различных спортивных дисциплинах, но в каратэ нужно быть подчеркнуто скромным. Подобное поведение, я думаю, неуместно.
Эспинос: С вами трудно не согласиться, Сальвадор.
Конец одиннадцатой части
Рекомендуем