25 октября 1936 года в Нахе (Окинава, Япония) встретились Тедзюн Мияги, Чоки Мотобу, Чомо Ханасиро, Киян Тетоку, Дзюхатсу Киода, Тесин Тибана, Шинпан Гусукума и Хотей Ороку. Вниманию читателей предложена часть записанных диалогов мастеров окинавского каратэ - исходный текст расположен в приложении к книге "Karatedo Dai Hokan" Канкена Тоямы (1960).
На встрече присутствовали чиновники, журналисты, представители полиции, отдела образования и т.д. - их реплики также присутствуют в предложенном тексте, а потому приводим список всех гостей:
- Генва Накасоне - политический активист, издатель книг о каратэ.
- Коичи Сато - руководитель Отдела по вопросам образования.
- Зенпуцу Шимабукуро - директор библиотеки префектуры Окинава.
- Кицума Фукусима - адъютант полка.
- Айзо Кита - начальник отдела полиции префектуры Окинава.
- Чошо Гойку - начальник Секции по обеспечению безопасности в префектуре Окинава.
- Гизабуро Фурукава - руководитель управления по физическому воспитанию префектуры Окинава.
- Сей Андо - писатель.
- Чосика Ота - президент газеты "Рюкю Симпо".
- Кова Матаеши - главный редактор газеты "Рюкю Симпо".
- Зенсоку Ямагучи - директор газеты "Рюкю Симпо".
- Тамаширо - репортер газеты "Рюкю Симпо".
"Китайская рука" или "Пустая рука"
Накасоне: Когда каратэ было впервые представлено в Токио, столице Японии, "Каратэ" записывалось иероглифом "Китайская рука". Это название звучало экзотично и постепенно было принято всеми жителями столицы. Но некоторые думали, что кандзи "Китайская рука" не подходит школам. Чтобы избежать использования этого иероглифа, некоторые додзе писали "Каратэ" хираганой - японской слоговой азбукой. Это пример временного использования слова. Теперь в Токио большинство додзе каратэ используют кандзи "Путь пустой руки" для написания "каратэ-до", хотя все еще есть несколько додзе, использующих кандзи "Китайская рука". Для развития японских боевых искусств, я считаю, "Каратэ" нужно обозначать кандзи "Пустая рука", а не "Китайская рука". Как вы думаете?
Чомо Ханасиро: В старину мы, жители Окинавы, привыкли к названию "Тоуди" или "Тодэ", но не "Каратэ". Также использовалось простое "Тии" или "Тэ". Это означало бой с использованием рук и кулаков.
Примечание: Кандзи "Китайская рука" может произноситься как "Тодэ", "Тоуди" (окинавский диалект) или как "Каратэ". Кандзи "Пустая рука" произносится только как "Каратэ".
Ота: Мы тоже использовали название "Тодэ".
Шимабукуро: Я слышал, как сегодня люди используют название "каратэ-до". Означает ли это, что люди добавили слово "До" (Путь), чтобы подчеркнуть важность духовного обучения как в дзюдо и кендо?
Накасоне: "Каратэ-до" используется в значении развития разума.
Ота: Господин Мияги, используете ли вы слово "Китайская рука" для обозначения каратэ?
Тедзюн Мияги: Да, я использую кандзи "Китайская рука", как и многие. Это не так уж важно, ведь людзи, которые хотят изучать каратэ, приходят ко мне и говорят: "Пожалуйста, научите меня Тии или Тэ". Так что я думаю, люди привыкли использовать "Тэ" для обозначения каратэ. "Каратэ" как слово имеет хорошее значение. Как говорил господин Шимабукуро, название "Дзю-дзютсу" было изменено на "Дзюдо". Также раньше китайское кунг-фу называлось "Хакуда" или "Баида". По примерам видно, как названия меняются с ходом времени. Думаю, название "Каратэ-до" лучше, чем "Каратэ". Тем не менее, это мое не окончательное решение, хотелось бы услышать мнения других людей. У нас уже был спор по этому вопросу на встрече Окинавского отделения Дай Ниппон Бутокукай. Пока что мы отложили эту противоречивую проблему. Между тем мы, члены Окинавского филиала, используем название "Каратэ-до" в написании кандзи "Путь китайской руки". Шинкокай (центр продвижения каратэ) скоро будет сформирован, так что хотелось бы определиться с наилучшим вариантом названия.
Ороку: Господин Мияги, вы тренировались в Китае для изучения каратэ?
Тедзюн Мияги: Изначально я не планировал заниматься кунг-фу в Китае, но после нашел кунг-фу превосходным, так что изучал его.
Ороку: Было ли у нас собственное "Тэ" здесь, на Окинаве, в течение длительного времени?
Тедзюн Мияги: Здесь было "Тэ", развивающееся, как и дзюдо, кендо, бокс.
Киода Дзюхатсу: Я согласен с господином Накасоне. Однако сейчас я выступаю против принятия официального решения на этой встрече. Большинство жителей Окинавы по-прежнему используют слово "Китайская рука" для обозначения каратэ, поэтому мы должны выслушать практикующих каратэ, исследователей каратэ на Окинаве. Нужно тщательно изучить вопрос, прежде чем принимать какое-то решение.
Тедзюн Мияги: На этой встрече мы не принимаем немедленное решение.
Матаеши: Пожалуйста, выскажите свое мнение честно.
Чомо Ханасиро: Я нашел кандзи "Пустая рука" в старых записях и использую его с августа 1905 года.
Гойку: Хотелось бы прокомментировать, так как у меня есть связь с Окинавским отделением Дай Ниппон Бутокукай. Каратэ было признано боевым искусством в 1933 году. Тогда мастер Тедзюн Мияги записал каратэ как "Китайская рука". Мы должны будем изменить запись на "Пустая рука", если начнем использовать кандзи "Пустая рука". Мы хотели бы немедленно принять это изменение и следовать процедуре, поскольку нам необходимо официально утвердить штаб-квартиру Дай Ниппон Бутокукай.
Ота: Господин Чомо Ханасиро - первый человек, который начал использовать кандзи "Пустая рука" для каратэ (с 1905 года). Если что-то становится популярным в Токио, это автоматически становится популярным и распространенным по всей Японии. Может быть, жители Окинавы не будут приветствовать изменения кандзи каратэ; но мы будем маргинализированы, если слово "Китайская рука" будет считаться местным, а "Пустая рука" будет считаться общим названием для каратэ как японского боевого искусства. Поэтому лучше использовать общее для всех слово "Пустая рука".
Накасоне: До сих пор высказывались представители Окинавы и те, кто жил здесь долгое время. Хотелось бы получить комментарий от господина Сато, директора Управления по делам школ, он приехал на Окинаву недавно.
Сато: У меня почти нет знаний о каратэ, но я думаю, что слово "Пустая рука" лучше, поскольку слово "Китайская рука" согласно исследователям не имеет под собой почвы.
Фурукава: Кандзи "Пустая рука" привлекает всех, кто пришел из-за пределов Окинавы, мы рассматриваем его как агрессивное боевое искусство. Я был расстроен, увидев кандзи "Китайская рука" для обозначения каратэ.
Накасоне: Теперь я хотел бы получить комментарий от господина Фукусимы, полкового адъютанта.
Фукусима: Лучше подходит кандзи "Пустая рука", кандзи "Китайская рука" трудно воспринимать тем, кто не знаком с каратэ.
Ота: Нет людей, которым не нравилось бы слово "Пустая рука", но есть люди, которым в обозначении каратэ не нравится слово "Китайская рука"
Тедзюн Мияги: Когда я посещал Гавайи, китайцы дружелюбно относились к обозначению каратэ как "Китайская рука".
Шимабукуро: Здесь, на Окинаве, мы привыкли называть каратэ "Тии" или "Тэ". Чтобы различать, мы начали говорить "Тоуди" или "Тодэ" для каратэ, привезенного из Китая.
"Мы должны объединить стили любой ценой"
Накасоне: Думаю, мы почти пришли к пониманию с названием каратэ. Теперь хотелось бы обсудить вопрос продвижения каратэ. Прискорбно, что каратэ сегодня не пользуется популярностью на Окинаве. Нужно найти решение для продвижения каратэ в сферах физического воспитания и обучения боевым искусствам.
Фурукава: Сегодня в каратэ много Рю и стилей. Думаю, мы должны объединить их любой ценой. Слышал, существуют небольшие различия между стилями Сюри и Наха - их надо объединить, а после разработать ката японского каратэ-до. В старину было около 200 стилей Кендо, но сегодня они объединены и существуют стандартные ката японского кендо. Думаю, каратэ станет популярным по всей стране, если у нас будут единые ката. Например, можно установить 10 новых ката японского каратэ. Название каждого ката должно быть японским, например, "Джунан-но-ката" (мягкий и эластичный комплекс ката), "Когеки-но-ката" (наступательный комплекс ката) и т.д. Так мы сможем сопоставлять название ката с их содержанием. Также мы должны создать соревновательную составляющую каратэ - нужно изучить вопрос, как проводить соревнования по каратэ. Нужно принять униформу каратэ и стандартизировать содержание и формы.
Тедзюн Мияги: Я согласен с вами. Что касается ката каратэ, я уже излогал свое мнение с объяснениями в штаб-квартире Дай Ниппон Бутокукай - национальной ассоциации боевых искусств, когда был создан ее филиал на Окинаве. Что касается одежды для занятий каратэ, хотелось бы создать форму в ближайшее время, поскольку с этим вопросом у нас часто возникают проблемы. Что касается терминологии каратэ, думаю, в будущем придется контролировать этот вопрос. Я также выступаю за продвижение новых разработанных техник. Возвращаясь к ката, считаю, что традиционные комплексы должны быть сохранены, как классические, а для общенационального продвижения лучше создать новые ката. Мы создадим как наступательные, так и оборонительные ката, которые будут подходить для учеников начальных и средних школ, а также университетов. Мы, члены Шинкокай (ассоциации продвижения каратэ), займемся разработкой новых ката и распростроним их по всей Японии. Уже сейчас идет работа с Ассоциацией физического воспитания и Окинавским филиалом Бутокукай - у нас есть интерисующиеся и занимающиеся каратэ люди. Если такие организации тщательно изучат каратэ, мы сможем принять решение о выпуске униформы каратэ очень скоро. И снова о ката: старые формы должны быть сохранены без каких-либо изменений, а новые ката нужно разрабатывать; в противном случае в будущем никто не будет интересоваться каратэ.
Ота: Как много организаций каратэ существуют сегодня на Окинаве?
Тедзюн Мияги: Есть Окинавское отделение Дай Ниппон Бутокукай, Ассоциация физического образования префектуры Окинава и Ассоциация физического образования Сюри.
Ота: Господин Тибана, сколько учеников в вашем додзе?
Тесин Тибана: В моем додзе занимаются около 40 учеников.
Тедзюн Мияги: Существует мнение, что в каратэ есть 2 стиля: Шорин-рю и Шорей-рю. Считаю, это мнение неверное или ложное, поскольку нет никаких доказательств. Однако, если существуют 2 стиля каратэ, мы можем классифицировать их по методам обучения. В одном стиле даже нет различий между фундаментальными ката (Санчин, Теншо, Найфанчи) и кайшу ката. Они учат каратэ бессистемно, вне методик. В другом же стиле четко различают фундаментальные ката и кайшу ката - обучение каратэ идет систематически и методично, как обучал меня мой учитель (мастер Канре Хигаонна).
Ота: Известные нам мастера каратэ не отправлялись в Китай изучать каратэ.
Тедзюн Мияги: Я слышал, что мастер Мацумура отправился в Китай, где и изучал каратэ.
Тесин Тибана: Наш учитель обучал нас Найфанчи в качестве фундаментального ката.
Ота: Господин Мотобу, кто обучал вас каратэ?
Чоки Мотобу: Я изучал каратэ у мастера Итосу, мастера Сакумы и мастера Мацуморы из Томари.
Ота: Я думал, вы создали собственное каратэ без обучения у других мастеров каратэ.
Чоки Мотобу: Нет, я не создавал своего собственного каратэ [смеется].
Накасоне: Теперь мы знаем имена всех мастеров каратэ, которые согласились создать ассоциацию по продвижению каратэ. Поскольку господин Фурукава уведомил нас о необходимости создания ассоциации продвижения каратэ, мы считаем, что другие люди согласятся с нашими планами. Поэтому хотелось бы, чтобы участники сегодняшней встречи начали подготовку к созданию такой ассоциации.
Рекомендуем