В каратэ техника защиты и нападения многообразна и взаимосвязана: блоки отводят удары противника, после чего немедленно следует атака.
В данном материале мы рассмотрим понятие уке-ваза (техника блоков) и подходы к тренировке блоков с нескольких позиций и точек зрения.
Ной Легель: уке-ваза и кихон
В своей очередной заметке Ной Легель, автор блога "Karate Obsession" (karateobsession.com), предлагает детально рассмотреть техники уке-ваза. А начинает он свое рассмотрение с размышлений о значимости кихон.
Кихон, подчеркивает автор заметки, предназначен для индивидуальной и детальной проработки базовой техники каратэ. Сам термин образован от двух слов: ki - сила, энергия; и hon - база, основа. Дословно "кихон", таким образом, означает "напоить основу силой".
Каждый каратэка знаком с понятием "кихон", ведь любая техника может быть усовершенствована при ее постоянном и правильном повторении именно в кихон. Кроме этого, уверяет Ной, обучение становится более простым и понятным, если конкретное движение "вырезается" из контекста ката (формальный комплекс движений) или ваза (техники). Это позволяет сосредоточиться на конкретных вопросах и нюансах, каратэка не отвлекается на другие движения и прорабатывает что-то одно.
Наибольшее количество ошибок в технике начинающие каратисты допускают при быстром переходе от кихон к кумитэ. Если техника не становится естественной частью движений, ее очень трудно применять корректно во время поединка.
Далее Легель предлагает вниманию читателей следующую видеозапись традиционной проработки удэ-уке и учи-уке:
Кихон, утверждает Ной, дает каратэке "тактильную чувствительность" выполнения каждой техники. Также автор утверждает, что комлпексы ката не позволяют "прочувствовать" конкретную технику на том же уровне, что и в кихон.
Но автор акцентирует наше внимание и на том, что техники уке-ваза можно использовать как удары с переходом в захваты конечностей, что делает их куда более полезными, чем обычные "блоки". Да и прикладная значимость блоков в полноконтактном поединке резко снижается. Это не означает, что они не могут быть полезны. Эффективность их использования, уверен Легель, кроется во взаимодействии техники с принципом тай сабаки. Это можно наблюдать в ката, но в кихон и кумитэ каратэки упускают данную особенность!
Далее автор еще раз акцентирует наше внимание на том, что совершенствование движений и техник следует производить в кихон, но истинный прикладной их смысл виден именно в ката. И Ной ставит перед собой задачу: "усовершенствовать кихон" на примере уке-ваза. Получилось это у него или нет - судить читателям:
Принципы применения уке-ваза от Ави Рока
На сайте Объединённой Федерации Традиционного Каратэ России (itkf-russia.ru) изложены принципы применения уке-ваза от Ави Рока. Предлагаем рассмотреть их основные моменты.
Существуют три наиболее распространенных типа уке-ваза: захватывающие блоки, сопровождающие блоки и ударные блоки.
Ударное блокирование, являющееся наиболее распространенным в традиционном каратэ, - это первое, чему обучают новичков.
Сам сэнсэй Ави Рока признается, что предпочитает сопровождающие блоки и одинаково использует и сопровождающие, и ударные блоки.
Блоки руками в каратэ и их названия:
Все дело в вопросе предпочтений, а также в условиях конкретной ситуации и тайминге: каждый должен быть готов использовать соответствующий приём. Сопровождающие блоки требует меньше энергии и большей плавности движений, а используются они, главным образом, если вы слегка опоздали для ударного блокирования.
Уке-Ваза — это го-но-сэн (перехват инициативы, навязывание противнику выгодных вам действий и завершение атаки в соответствии со своим планом).
Психологическая подготовка, когда человек "задает направление технике", имеет решающее значение для успешного применения уке-ваза по двум причинам:
- В случае опасности мы рефлекторно поднимаем руки для защиты головы и шеи. Мы не можем изменить данный рефлекс, но можем перенаправить его с помощью своего намерения: реакция будет происходить в направлении противника.
- Мы не можем анализировать ситуацию и принимать решение, а после этого предпринимать какие-то действия - это было бы слишком поздно! Реакция должна происходить "мимо мозгового центра", что позволит действовать без промедления.
Технические аспекты уке-ваза от Ави Рока
1. Реакция позволяет поймать атаку противника как можно раньше. Не используйте глаза — мы получаем много визуальной информации, которая нуждается в осмыслении. Нужно действовать быстро, не теряя время. Наблюдайте, но не смотрите!
2. Блокируя, мы должны перехватить инициативу! Это значит, что атакуем его атаку до кимэ, когда его усилие еще не максимально.
3. При блокировании стопы двигаются первыми, затем переносится вес, центр тела смещается очень незначительно, так как уке ваза это не завершающая техника, её цель только отразить атаку, полное использование веса тела не является необходимым.
4. Предплечье движется прямо, а не по кругу. Очень важно, чтобы блокирующая рука двигалась по кратчайшей линии к атаке оппонента, траекторию можно описать как прямую линию, с небольшим изгибом на конце, поскольку мы должны создать усилие в сторону. На это две причины: во-первых, по прямой быстрее, и, если блокируем круговым движением, мы оказываемся в невыгодном положении. Во-вторых, мы избегаем выбора реакции, умственного анализа.
5. Используйте запястье или близкую к запястью область в качестве зоны контакта и атакуйте данную зону у противника. Здесь продуцируется максимум мощи и именно сюда мы можем произвести наибольшее влияние.
6. В конечной позиции блока ваш центр тела должен быть защищен, вы не должны терять среднюю линию тела, чтобы не пришлось совершать дополнительное наведение контратаки. При блоке должна образоваться идеальная возможность для контратаки.
7. В блоке используйте "мучими" (щелчок всем телом). Это важно, ведь у нас очень маленькое пространство и время для блока и необходимо резко произвести большое усилие в короткий промежуток времени. Также резкий щелчок позволяет быстро переключаться от блока к контратаке, используя потенциальную энергию мышц от щелчка всем телом как при ударе кнутом.
Рекомендуем