На прошлой неделе мы рассказывали о первом техническом курсе Белорусской ассоциации каратэ (JKA/WF Belarus). В том материале мы пообещали опубликовать интервью с официальным представителем JKA/WF в Беларуси. Спешим порадовать читателей обещанной статьей!
Наш собеседник - Дмитрий Викторович Осика - поделился впечатлениями от визита в Японию, рассказал о тренировках в Хонбу-додзё Японской ассоциации каратэ и пообещал, что будет прилагать все усилия для развития в Беларуси избранного им направления каратэ.
А началось все с приглашения японского мастера...
Дмитрий Осика: Год назад я переписывался с сэнсэем Норио Кавасаки и он пригласил меня потренироваться у себя в школе.
Отметим, что сэнсэй Норио Кавасаки обучался на инструкторских курсах JKA, но закончил их уже после раскола организации. Долгое время Кавасаки следовал за сэнсэем Микио Яхарой, но последние годы он не состоит ни в каких организациях. Сейчас у него частная школа каратэ "Тэнсиндзюку" в Камакуре.
Дмитрий Осика: Я решил воспользоваться приглашением Кавасаки сэнсэя и воплотить в жизнь свою давнюю мечту. Это была моя первая поездка в Японию, я провел в Стране восходящего солнца всего две недели и понял, что обязательно вернусь туда следующим летом.
За время первого визита в Хонбу-додзё (штаб-квартиру JKA) у меня состоялась самая важная встреча за весь мой путь в качестве руководителя организации каратэ в Минске. Тошихиро Мори, будучи исполнительным директором Всемирной федерации JKA, дал слово, что наша минская группа будет принята в ассоциацию. Еще одно важнейшее событие первой поездки в Страну восходящего солнца – это Всеяпонский чемпионат JKA. Увидев боевой дух участников и уровень их техники, я принял решение прилагать все усилия к развитию избранного мной направления каратэ у себя дома.
Япония. Бесконечные открытия
И вот этим летом наш собеседник отправился в Японию во второй раз.
Дмитрий Осика: Второе путешествие в Японию длилось три недели, за которые я успел посетить более 30 тренировок. Мне удалось позаниматься у инструкторов JKA и сэнсэя Кавасаки Норио.
Норио Кавасаки и Дмитрий Осика
Дмитрий Осика: В Японии повсюду можно встретить рекламный слоган: "Япония. Бесконечные открытия". Мое путешествие было преисполнено удивительных открытий. Самое первое из них – назначение на должность представителя JKA/WF в Беларуси. В связи с этим, как только я появился в Хонбу, директор международного отдела JKA Огура Ясунори нашел время для встречи со мной и пожелал успехов в развитии нашей организации.
Дмитрий подчеркивает, что назначение на должность представителя JKA/WF в Беларуси - это огромная честь и ответственность. Отметим, что сегодня JKA предъявляет очень высокие требования к уровню своих инструкторов. До сих пор на постсоветском пространстве лицензию инструктора имеют единицы.
Вид на район Бункё, в котором расположена штаб-квартира JKA
Дмитрий Осика: Современная JKA показывает пример высочайшего уровня внутриорганизационной дисциплины в сочетании с дружеской атмосферой и демократичными подходами к решению любых проблем. Мы будем стремиться перенести эти лучшие особенности и в нашу организацию.
В JKA я был на занятиях, которые проводили сэнсэи Имура Такенори, Кававада Минору, Имамура Томио, Шиина Кастутоши, Хандзаки Ясуо, Нака Татсуя, Кобаяши Кунио, Хираяма Юко, Нэмото Кэйскэ, Курихара Кадзуаки, Шимидзу Рёскэ, Чубачи Коджи, Оганэ Ютаро. Более того, я очень рад тому, что мне удалось тренироваться бок-о-бок с другими инструкторами.
Тренировочный процесс в Хонбу-додзё построен следующим образом. Все тренировки длятся один час, редко – немного дольше. В день – четыре тренировки. Первая начинается в 10 утра и проходит в зале на третьем этаже. Эта тренировка обычно не бывает очень тяжелой, часто носит характер семинара. Проводят ее, как правило, самые опытные инструкторы, такие как Такенори Имура или Минору Кававада. В это время в зале на четвертом этаже проходит тренировка для инструкторов. Обе тренировки заканчиваются примерно одновременно. В этот момент многие сэнсэи спускаются в зал на третий этаж, чтобы попрактиковаться с макиварой. Этот момент – отличный шанс для того, чтобы получить самые ценные знания. Любого инструктора можно отвлечь, задать ему абсолютно любой вопрос. Будь то нюансы кихона или целое ката.
Хироюки Нака занимается с каратисткой из Беларуси в клубе "Тайсидзюку"
Дмитрий Осика: Одну из утренних тренировок проводил Имура сэнсэй. Для меня он - воплощение воинского духа. Также Имура сэнсэй - это ката Джитте. Тренировка была посвящена расслаблению. Мы делали много статического кихона одной рукой. Второй акцент был на технике открытой руки. Во второй части тренировки было много работы в парах на очень большой скорости и в огромных количествах. Всем, кто хотел успеть и не потерять сознание, пришлось, наконец, расслабиться. В конце было свободное кумитэ, но разрешалось наносить только удары открытой ладонью. Такенори Имура очень внимателен к мелочам, требует формировать из руки крепкое оружие. После занятия сэнсэй совершенно без лишних вопросов оставил макивару для того, чтобы посмотреть мое ката Джиттэ и исправить его. Получилась полноценная индивидуальная тренировка от мастера, которого я считаю лучшим в этом ката. Сэнсэй отнесся к незапланированной тренировке совершенно искренне и поделился большим числом ценных советов.
Свое эго лучше оставить в другом месте
Представитель Беларуси акцентировал внимание на отзывчивости и открытости японских мастеров. Дмитрий обращался ко многим сэнсэям и задавал разные вопросы по тем элементам ката, в которых сомневался, и всегда получал исчерпывающий ответ с демонстрацией и мини-тренингом.
Дмитрий Осика: Времени на отдых перед второй тренировкой на самом деле совсем не много. Выйдя из Хонбу-додзё около полудня, ты попадаешь в бесконечные очереди из служащих, которые вышли за бэнто (готовыми обедами). В одной из таких очередей был замечен сэнсэй Кававада, который выделялся из толпы черных костюмчиков своей формой одежды в виде футболки и штанов от каратэги.
Инструкторы JKA – очень скромные люди. Однажды в обеденный перерыв я столкнулся лицом к лицу с шеф-инструктором Уэки. Самый обычный дедушка в костюмчике и шляпе вышел из офиса и отправился в ближайший магазин за обедом. В этот момент я подумал, что мое эго больше его во столько раз, во сколько его мастерство превосходит мои скромные умения. В другой раз сэнсэй Юко Хираяма после удачной вечерней тренировки пригласила всех посидеть в кафе и целый вечер угощала иностранцев разнообразными необычными блюдами. Так мне довелось попробовать жареный лопух.
Дмитрий Осика и Юко Хираяма
Дмитрий Осика: Молодые сэнсэи и действующие спортсмены Курихара и Чубачи тоже очень доброжелательны и позитивны. Последний очень любит просто так пообщаться с иностранцами, хотя совершенно не говорит по-английски. Веселый нрав сэнсэя Чубачи чудесно сочетается с его выбитыми передними зубами.
Еще один пример - Исами Сирома, инструктор JKA Karate New York. У мастера 7-й дан, но каждый год он приезжает в Токио и неделями ежедневно трудится на тренировках у молодых и младших по рангу инструкторов. Это очень характерно для Ассоциации: свое эго лучше оставить в другом месте.
Клуб "Тенсиндзюку" Норио Кавасаки
Дмитрий Осика: Вторая тренировка, которая начинается в пять вечера, обычно посвящена кихон или базовым ката. После получасового перерыва, третье занятие обычно посвящено ката. Последняя, четвертая, тренировка - это всегда кумитэ. Например, в один из дней все три вечерние тренировки проводил Кадзуаки Курихара сэнсэй. На первой акцент был на вибрации бедер в ударах руками, плавном скольжении стоп в стойках. Весь кихон выполнялся в основном в движении и в парах. Это была самая сложная по физической нагрузке тренировка. Во-первых, днем воздух на улице прогрелся до 41°, во-вторых, Курихара очень резвый, а отставать совсем не хотелось. К слову, он очень добродушный человек. Может шутить и даже строить гримасы. Очень помогает расслабиться! На второй вечерней тренировке он давал пять ката Хэйан и Текки Шодан с теми же акцентами, что и на тренировке по кихон. В JKA нюансы ката всегда объясняются с позиций Будо, а именно анализируется реалистичность применения отдельных элементов. Понимание бункай ката в JKA лишено излишеств, все максимально просто и эффективно. Наконец, на последней тренировке Курихара выжал из нас все соки. Была очень интересная работа в парах и полусвободные поединки. Курихара работал с нами в одном ряду и постоял в паре с каждым мужчиной. Лично у меня он вызывает огромное уважение.
Кадзуаки Курихара и Дмитрий Осика
Дмитрий обращает наше внимание на то, что четыре тренировки в течение дня связаны между собой общими акцентами. Кроме этого, в JKA придерживаются четкого планирования тренировочного процесса в течение дня и недели.
Три тренировки - это тяжело, а четыре - гораздо легче
Дмитрий Осика: В целом тренировки в Японии дали мне очень многое. Во-первых, благодаря сэнсэю Норио Кавасаки я приблизился к пониманию принципа "ichigeki hissatsu" – "одним ударом наповал", стал лучше понимать, что такое кимэ. В JKA мне исправили много недочетов в базовой технике, мой кихон стал более "рабочим". В этом мне очень помогли уроки сэнсэя Хандзаки. Он постоянно уделял особое внимание правильным траекториям движений, просил выполнять техники наиболее коротким курсом, без широких замахов, не теряя при этом амплитуды движения. Хандзаки сэнсэй работал и с группой, и с каждым по отдельности, делал ценные замечания.
Мне помогли увеличить скорость перемещений, я освоил новые способы работы бедер. Теперь могу использовать вибрацию в бедрах, а в технике появилось больше расслабления и "щелчка". В этом большая заслуга сэнсэев Татсуи Наки и Рёоскэ Шимидзу. Все учителя делали акцент на более эффективном использовании мышц корпуса, а также механизме сжатия и разжатия. Благодаря урокам кумитэ, особенно от сэнсэя Катсутоши Шиины, я еще более отчетливо различаю работу бедер каратэ от "прыжков и танцев". Он просто постоянно повторял "Каратэ – это не танцы" и "Каратэ – это не прыжки", а также "Каратэ – это бедра".
Я почти научился бить настоящую макивару и узнал, что три тренировки с полной самоотдачей - это тяжело, а четыре - гораздо легче.
Дмитрий Осика и Кобаяси Кунио
Осика рассказывает, что все инструкторы Хонбу-додзё во много раз превосходят его самого, и именно поэтому заниматься у них было невероятным приключением. Как отметил наш собеседник, каждый из японских мастеров в чем-то особенный: так самыми информационно насыщенными были тренировки у сэнсэев Кавасаки, Хандзаки и Наки, самые "жесткие" - у сэнсэев Шиины, Курихары и Шимидзу, а у легендарных учителей Имуры, Кававады и Имамуры тренировки очень спокойные и продуманные, но ничуть не легче, чем у молодых.
Дмитрий Осика: Все сэнсэи очень позитивны и доброжелательны. Воинский дух был в каждом, кто приходил на тренировки в Хонбу и клубы, в которых я побывал.
Я рад новым знакомствам с членами JKA из США, Франции, Германии, России, Аргентины и других стран и счастлив быть другом школ "Тайсидзюку" Татсуи Наки и "Тенсиндзюку" сэнсэя Норио Кавасаки.
Семейные пары каратистов: Мария и Дмитрий Осика, Норио и Томоко Кавасаки
Практически все приветствуют решение МОК о включении каратэ в Олимпиаду 2020
Конечно же, мы попросили Дмитрия рассказать об отношении японцев к новости о включении каратэ в программу Олимпийских Игр 2020.
Дмитрий Осика: Япония уже живет Олимпиадой-2020. Я спрашивал многих, что они думают о включении каратэ в программу Игр. Ответы были разными. Например, сэнсэй Кавасаки сказал, что вряд ли поедет смотреть каратэ, разве что только ката. Раздел ката он находит красивым, а вот спортивное кумитэ ему не интересно. Не так давно между JKA и JKF случился конфликт, но теперь он позади и в Ассоциации практически все приветствуют решение МОК и надеются на то, что каратэ станет более популярным в их стране. Ведь сегодня бейсбол или футбол куда популярнее традиционного боевого искусства. Кроме того, средние школы в рамках уроков физкультуры часто организовывают занятия по дзюдо и кендо. Теперь, вероятно, пристутствие каратэ в системе образования станет более весомым. Я уверен, что японцы будут очень горячо поддерживать свою команду каратэ в 2020-м году!
Тренировки возле храмов - незабываемые ощущения!
В завершение материала подчеркнем, что Дмитрий - интереснейший собеседник. Он увлекает рассказами, делится впечатлениями и эмоциями, умеет акцентировать внимание на самых важных аспектах темы. Отдельного внимания заслуживают рассказы Дмитрия о культуре и быте японцев, а также о том, как проходят тренировки у детей и насколько комфортно находиться в Токио. Но под эти темы нужно отводить отдельные материалы...
Благодарим Дмитрия Викторовича за интереснейшую беседу и желаем ему в следующий отпуск вернуться в Токио уже как домой, чтобы провести там еще много времени с пользой и в поисках новых знаний!
Рекомендуем