Боевые монахи известнейшего Шаолиньского монастыря утверждают, что мастерству нельзя обучить, ведь оно невидимо и его можно лишь практиковать. Усердная учеба, терпение в лишениях и упорные тренировки позволят набирать знания, укреплять тело, воспитывать волю и характер - на этом устроена самая большая в мире школа боевых искусств, расположившаяся по соседству с Шаолиньским монастырем у подножия священной горы Суншань в провинции Хэнань.
Школа традиционного китайского ушу "Шаолинь Тагоу" (Shaolin Tagou) была основана почти 40 лет назад мастером в седьмом поколении, учеником-мирянином Шаолиньского монастыря Лю Баошанем. Обычная школа превратилась в настоящую империю: тысячи квадратных метров территории со спортивными залами и тренировочными базами, 35 тысяч учеников и 900 тренеров. Важно, что в наши дни в Шаолинь Тагоу обучают не только традиционному ушу, но и боксу, тхэквондо, ММА, шаолиньскому футболу и даже боевой хореографии для кино. Выпускники Шаолинь Тагоу ежегодно пополняют ряды китайской армии, полиции и спецслужб.
Рассказываем, чем живет школа Шаолинь Тагоу.
Плавильный котел с армейской дисциплиной
Главной особенностью школы является Ушу, а основой, по словам руководителей, - просвещение. В "Тагоу" с начальных и до старших классов обучаются общеобразовательным предметам; при этом детей принимают с пяти-шести лет, а вот верхнего порога нет - "поступить" могут и люди старше тридцати. Главный критерий - обучение в школе платное. 1 месяц полноценного обучения здесь стоит тысячу долларов, год - 10 тысяч [информация с официального сайта школы].
Директор отдела пропаганды школы Фэн Вэйфэн рассказывает следующее:
Фэн Вэйфэн: Некоторые приходят к нам из-за популярности школы, для кого-то ушу - хобби, кого-то приводят родители, некоторых детей отдают сюда, потому что они непослушные и неуправляемые. Есть и те, кто приходят к нам в школу под влиянием фильмов о кунгфу. Они тоже хотят стать знаменитыми актерами боевых искусств.
Дисциплина в школе "армейская": подъем в 5:30 под звуки самого настоящего военного марша, зарядка и завтрак, после первая тренировка и уроки по общеобразовательным предметам, обед и снова тренировка, уроки, ужин и еще одна тренировка, отбой. Здесь нет мобильных телефонов и компьютерных игр, а общаться с родителями разрешено только по предназначенному для этого стационарному телефону. Домой школьники обычно ездят один раз в год.
Конечно, ученики "Тагоу" носят одежду по дресс-коду: черные спортивные штаны, красные мастерки и знаменитые кеды Feiyue. Школьники живут в комнатах в общежитиях без отопления по 10-20 человек. Одежду стирают самостоятельно в обычных тазиках. Самым маленьким первое время помогают учителя и друзья постарше.
Господин Фэн Вэйфэн сравнивает школу с плавильным котлом.
Фэн Вэйфэн: Эта школа как плавильная печь, как горнило, непослушание — лишь временное явление. Столько послушных детей, здесь такая атмосфера, и они заражаются этим. Есть и такие, которые действительно не выдерживают и уходят.
По словам Вэйфэна, ежегодно около сотни студентов не выдерживают жесткий график и дисциплину. Некоторые даже отваживаются на побег. Поэтому на всех выездах дежурит охрана, роль которой выполняют сами школьники. Дело в том, что ученики, не достигшие 18 лет, могут уйти из "Тагоу" только по решению родителей.
Фэн Вэйфэн: Нельзя сказать, что, однажды поступив в нашу школу, вы уже не сможете ее покинуть. Есть и те, кто убегает. Вернув их обратно, мы воспитываем убеждением, объясняем им трудности человеческой жизни, напутствуем, помогаем, проявляем заботу и любовь.
Ну а школьники, обучающиеся в "Тагоу" много лет, уже знают: трудно лишь в начале, потом приходит привычка, терпение. Главное - не останавливаться на полпути.
Требование: не применять телесные наказания в отношении учащихся
Директор отдела пропаганды школы Фэн Вэйфэн, отвечая на вопрос, бьют ли школьников за нарушение дисциплины, заверил, что подобные методы строго запрещены. Впрочем, Вэйфэн тут же добавил, что раньше в Китае школы боевых искусств практиковали именно телесные наказания - это было нормой.
Фэн Вэйфэн: У нас есть строгое требование: не применять телесные наказания в отношении учащихся. У современных родителей совсем другое отношение к этому. Да, ребенок может плохо учиться, но бить его за это нельзя. В прошлые годы в школах ушу - вы знаете, у нас здесь в Дэнфэне их так много - телесное наказание было обычным делом. И вообще, был такой традиционный способ воспитания в китайских школах, поэтому иногда получить палкой пару раз по мягкому месту и вытерпеть способен каждый. Но теперь вы не можете просто так ударить ребенка и остаться безнаказанным. Если такое произойдет, его родители подадут на вас в суд. Сейчас закон очень силен.
Интересно, что даже драки между учащимися случаются крайне редко. Тренеры и представители школы готовы устроить поединок между конфликтующими школьниками - при обоюдном согласии и под судейским контролем. В этом контексте важно, что по правилам школы тренеры живут с подопечными в общежитии, питаются вместе с ними и в большинстве случаев знают обо всех трениях и разногласиях.За каждым тренером закреплены 40-50 школьников.
Девочки и мальчики учатся в разных группах и редко пересекаются
В Шаолинь Тагоу 35 тысяч учеников, и лишь около трех тысяч из них - девочки. Обучение в школе разделено по гендерному признаку: мальчики и девочки учатся в разных группах и редко пересекаются.
Школьницы говорят, что занятия боевыми искусствами делают их смелее, отважнее и никакие трудности им не страшны.
По словам представителя школы Фэн Вэйфэна, мальчики и девочки в школе редко находятся вместе, а открытые "истории любви" в школе не разрешены.
Фэн Вэйфэн: У нас юноши и девушки занимаются в раздельных группах. Есть отдельные мужские и женские общежития. Конечно, может, и есть у них тайная любовь, но отрыто такого явления нет.
Отвечая на вопрос о том, не становятся ли преступниками их бывшие воспитанники, которые вдобавок владеют боевыми искусствами, Фэн Вэйфэн говорит, что такое тоже возможно, но не нужно это связывать со школой.
Фэн Вэйфэн: А что, из университета Цинхуа [самый престижный университет Китая] выпускаются только хорошие люди? Неважно, какое нравственное воспитание школа дает — после того, как они входят в общество, мы уже не в состоянии их контролировать. Поэтому следует объективно смотреть на школы боевых искусств. Мы такие же, как и другие школы, только у нас на одну дисциплину больше. Не нужно смотреть на нас крайне субъективно.
По мнению представителя учебного заведения, важно то, что в школе боевых искусств у учеников можно воспитать волю, которая им очень пригодится в самостоятельной жизни в обществе.
Рекомендуем