Материал переведен с сайта shitokai.com
Изучение техники каратэ по своей сути не отличается от изучения любого предмета в школе или освоения любого навыка в жизни. Сам процесс требует усилий, внимания, настойчивости, дисциплины и организованности: освоение новой информации основывается на функциях мозга, задействованных через наши органы чувств. Главное, мозг должен вспоминать, анализировать, делать выводы и воспроизводить узнанное.
Научись завязывать шнурки!
Процесс изучения техники каратэ можно сравнить с тем, как дети обучаются завязывать шнурки. В начале ребенок просто наблюдает, как его родители ловко справляются с труднейшей, казалось бы, задачей. У ребенка формируется визуальная память самого процесса. Зрительная память порождает чувство комфорта, которое, в свою очередь, стимулирует ребенка к экспериментам. С помощью своих родителей и после нескольких попыток ребенок в конечном счете справляется с задачей, которая изначально казалась невыполнимой: он самостоятельно завязывает шнурки. С этого момента зрительная память получает связь с конкретными механическими навыками, необходимыми для желаемого результата.
Эта связь образует шаблон в сознании, что позволяет ребенку видеть "большую картину" и получить ощущение ритма для последовательности элементарных действий, необходимых для завершения целого процесса. (Завязывание шнурков - сложный процесс, известный среди всех живых существ в природе лишь у людей). После нескольких успешных попыток уровень осведомленности увеличивается вместе с уровнем ощутимого комфорта, который, в свою очередь, позволяет ребенку проанализировать простейшие действия и узнать новые. Этот анализ приводит к повышению производительности во всех элементарных действиях. Ребенок становится более эффективным: завязывание шнурков отнимает у него меньше времени. Процесс по-прежнему требует полной концентрации ментальной энергии и внимания ребенка. С практикой ребенок учится контролировать процесс, затрачивая меньше психической энергии, что позволяет ему перенаправить свое внимание в другое место. После многих повторений завязывание шнурков становится полностью автоматическим и практически не требует никакого внимания.
Мастер каратэ выполняет любую технику таким же образом, как взрослый человек завязывает свои шнурки - не задумываясь. Новая техника для каратэки с белым поясом – это как необходимость самостоятельно завязывать шнурки для ребенка.
Анализируй элементарные части новой техники
Уже упоминаемый уровень комфорта при исполнении техники всегда достигает определенного порога (уровень зависит от индивидуальных особенностей учеников). В этом случае энергию тренирующегося можно перенаправить на анализ элементарных частей техники. Сэнсэй разбирает технику по элементам, подчеркивая надлежащий образ исполнения каждой части. В этом случае каратэки видят технику как совокупность отдельных элементарных действий. Это позволяет сосредоточить внимание на каждом элементарном действии, что, в свою очередь, позволяет прочувствовать всю технику целиком при ином акцентировании внимания. Сэнсэй усложняет процесс обучения, повторяя с учеником комбинации элементарных действий: сначала медленно, затем со средней скоростью и, наконец, с полной скоростью и в полную силу. Это дает ученикам возможность прочувствовать собственное ускорение и напряжение мышц, связанное с каждым элементом техники. Акцент делается на понимании того, как и почему работает каждый отдельный метод.
Вводи части и повторяй их целиком
После нескольких повторений сэнсэй должен помочь студентам увидеть технику в целом. Освоение техники имеет место, когда техника выполняется спонтанно, инстинктивно или естественно – без сознательных усилий. Так ученик и становится мастером: он просто использует технику, когда она необходима.
Ощущай технику целиком - уменьшай сопротивление!
В процессе обучения ученики сначала наблюдают, как сэнсэй выполняет новую технику, тем самым пополняя визуальную память процесса. После ученик пытается повторить технику несколько раз, что позволяет подкрепить зрительную память и формирует «общую картину техники». Таким образом мы создаем ощущение ритма для последовательности элементарных действий, необходимых для завершения техники. С последующими повторениями уровень осведомленности и комфорта повышается. Это основано на фундаментальном принципе формирования общей картины. Новые техники при первых попытках воспроизведения встречают сопротивление тела и разума. Чем чаще мы проходим по одному и тому же пути, тем шире он становится, тем меньше сопротивление, тем выше уровень комфорта.
Энергия «течет» по пути наименьшего сопротивления. Мысль можно рассматривать как единый сгусток психической энергии. И эта энергия также ищет путь наименьшего сопротивления. Когда ученик повторяет технику, мысль, следуя ритму техники, расширяет свой путь и тем самым уменьшает сопротивление, повышая уровень комфорта.
Время в процессе обучения и запоминания
Исследования показали, что в процессе обучения человек в первую очередь запоминает следующее:
- Начало тренировки (техника каратэ показана в первый раз в начале тренировки).
- Конец тренировки (техника каратэ показана в конце тренировки).
- Элементы, связанные с ранее запомненными шаблонами (техника каратэ напоминает уже усвоенную технику).
- Акцентированные высказывания (уникальные техники, например, когда сэнсэй показывает «смертельную» методику).
- Связь разных чувств (сэнсэй показывает «смертельную» методику - визуальное ощущение - с мощным выкриком киай - звуковое ощущение).
- Предметы и явления, особо интересные человеку.
Изложенные пункты показаны на следующем рисунке:
Правильное понимание процесса запоминания может помочь в:
- Улучшение качества преподавания через тщательно отобранные демонстрации и объяснения;
- Ускорение процесса обучения с активным использованием воображения и уже полученных ранее знаний.