Наиболее адекватный перевод слова бункай – анализ. Оно состоит из двух иероглифов бун – делить и кай – объяснять. В среде практикующих традиционные японские боевые искусства, чаще всего, по отношению к бункай употребляют понятие «расшифровка», подразумевая расшифровку движений ката и тем самым закладывая основу для системной ошибки, которая становится причиной глобального непонимания этого явления.
Бункай в традиции окинавского каратэ – это ни в коем случае не застывшая форма. Это не приём и не расшифровка. Это живое общение с ката с помощью собственного тела, его подробный и кропотливый анализ. Как уже говорилось в одной из предыдущих глав, ката – это, в первую очередь, максимально эффективный, с точки зрения ведения поединка, способ использования своего тела. Это поиск мощного и, главное, доступного источника силы. Это путь аккумуляции всех возможностей своего тела в точке поражения с наименьшими энергетическими затратами для исполнителя. Если говорить о школе окинавского каратэ годзю рю, то процесс обучения вот такой, особой, двигательной модели состоит из двух блоков. На первом этапе с помощью ката семьи хайшо (сан чин и тенсё) адепт знакомится со своим телом, учится объединять его в центре танден и из этого центра этим самым телом управлять. Этот процесс не предполагает бункай, поскольку речь идёт о построении фундамента для дальнейшей работы. Парные упражнения присутствуют, но их цель - ускорить процесс появления особых ощущений в теле, свидетельствующих о возникновении искомого контроля над ним. На втором этапе ученик знакомится с ката семьи кайшо (сайфа, сейунчин, сысочин, сансейру, сепай, курурунфа, сейсан и супаринпей). Предполагается, что его тело «отстроено», и он способен решать задачи оптимального поиска силы, а значит, настало время найти способы её оптимального же использования. Ката делают структуру сан чин мобильной и позволяют исполнителю, который с помощью форм хайшо получил доступ к источнику силы, найти наиболее оптимальные методы её приложения. На этом этапе без парной работы, то есть того самого бункай, ката могут навсегда остаться теоретическим упражнением, полезным для здоровья, но не реализуемым в поединке. Бункай – это тренировочный метод, который переводит ту часть тренировочного процесса, которая посвящена выстраиванию тела, в практическую плоскость. Бункай – это не единственное решение для каждого движения ката. Это тренировочный процесс, который состоит из нескольких этапов, каждый из которых является частью комплексной подготовки бойца.
Наиболее важная часть парной работы с принципами заложенными в ката – упражнение, которое называется какие кумитэ. Чтобы оценить ценность этого метода приведу слова Морио Хигаонан Сенсея: “Какие кумитэ - это и есть поединок”.
Школа годзю рю своей основной целью видит бой на ближней дистанции. Речь идёт не о том, чтобы любыми путями сблизиться с противником, и не о том, что адепты годзю рю не умеют вести поединок на средней, например, дистанции. Скорее, создатели этой системы боя рассматривали противостояние, во время которого противники находятся на расстоянии, позволяющем не только бить, но и хватать, бросать, давить и кусать, как наиболее сложную форму противостояния, требующую особой подготовки. Идея какие в том, что на близкой дистанции не работают привычные методы оценки ситуации. И в первую очередь зрение. Команда, которую мозг посылает в конечности после зрительного контакта, на таком расстоянии от противника опаздывает. Какие позволяет заменить зрение тактильными ощущениями и научится с ихпомощью контролировать любые действия противника. Задача какие сделать оппонента фактическим продолжением своего тела и манипулировать им словно собственной рукой. Начиная осваивать этот метод, в процессе тренировки ученик должен научиться решать следующие задачи: своевременное создание точки контакта, её обработки, которая позволит «провалить» партнёра, и определение оптимального тайминга для контрдействий, которые, в идеале, не позволят противнику эффективно реализовать предыдущие два этапа. Источником решения этих задач является работа с принципами сан чин, превращающими тело в своего рода пружину, упругая сила которой позволяет действовать максимально эффективно. Метод какие не является уникальным и присутствует во многих школах китайского цюаньфа. Это «каки» в байхэцюань и хусинцюань (кулак белого журавля и кулак подражания тигру), «чисао» в вин чу, «туйшоу» в тайцзи цюань и так далее.
Ещё один этап парной работы, который можно назвать «мосты». В его основе то, что есть почти в каждом движение ката, а именно способы сближения с противником и последующего взаимодействия с ним. В годзю рю крайне редко боец становится боком к противнику, так как это ограничивает его возможности и создаёт условия для потери равновесия. Оптимальной считается позиция, при которой корпус расположен фронтально к вектору атаки, что позволяет контролировать центр тяжести и использовать обе руки одинаково эффективно. Данное упражнение показывает возможности такого «двуручного» взаимодействия. Основными «мостами» являются: захват конечности либо части тела оппонента с последующим броском, выведением из равновесия или ударом, работа с сочетанием различных уходов и защитных действий с контратаками, метод при котором блокирующая рука трансформируется в ударную.
Работа с базовыми принципами оптимального использования тела в движении ката – ещё один важный этап «оживления» техники. Фактически, это исследование традиционной формы движения в жёстком контакте. К таким упражнениям относятся различные способы парной набивки и работа с различными захватами. Речь идёт о достаточно простых действиях, но выполненных в полную силу, что позволяет исполнителю находить действительно эффективные пути реализации движения.
Более сложный этап работы с бункаи – это исследование решений, которые может предложить ката. В качестве универсальной подсказки в школе годзю рю существуют кихон бункай, который был создан в то время, когда каратэ стали массово преподавать в школах. Его основная задача дать первое, самое простое понимание комбинаторной работы с принципами ката. На его основе ученик проводит собственные исследования, реализуя творческий потенциал и создавая своивариации кихон бункай, которые называются ойё бункай. Когда каратека демонстрирует глубокое понимание принципов работы с телом, а также определённую зрелость, ему показывают элементы денто бункай (традиционного бункай). Это ни в коем случае не означает, что этот вариант «прочтения» ката будет более сложный, нежели учебный вариант. Чаще наоборот. Все «рабочие» техники боя просты и утилитарны. Но у них обязательно будут две особенности. Во-первых, они будут работать не только против оппонента, наносящего условные атаки, но и против мотивированного противника, бьющего в полную силу, и во-вторых, они будут содержать способы максимально разрушительного воздействия на организм агрессора.
После того как занимающийся усвоил основные принципы парной работы, можно приступать к менее регламентированным упражнениям. К ним относятся различные формы обусловленного кумитэ, самая простая из которых иппон кумитэ.
Во время этого упражнения один из противников наносит одну абсолютно реалистичную мощную атаку, а его оппонент на основе усвоенного материала решает вопрос защиты и контратаки. Более сложные формы включают в себя: реакцию на комбинации ударов, контратаку с применением ударов и бросков, работу только с ударами ногами и уходами в сочетании с контратаками, работу с контактом рук и многие другие.
Апофеозом всего этого действа, по идее, должен быть свободный поединок. Но к нему в традиционном каратэ относятся крайне осторожно. Мастера считают, что допуск плохо подготовленного ученика к свободному взаимодействию существенно повлияет на его неокрепшую технику, и в результате, вместо хорошего каратиста, понимающего те принципы взаимодействия, которые «зашиты» в технику каратэ, мы получим плохого кикбоксёра. Поэтому к импровизационному взаимодействию допускают после определённого опыта в предыдущих методиках, и речь, прежде всего, идёт об очень спокойной, неторопливой и «умной» работе, позволяющей без риска и напряжения исследовать собственные возможности и навыки. Как говорит Хигаонна Сенсей, в жёсткой схватке ничему не учатся. В ней реализуют то, что уже очень хорошо усвоено, если есть что реализовывать. Я взял для себя за правило проводить тренировки, посвящённые исключительно спаррингам, в группах, где занимаются ученики с опытом не менее двух лет, и не чаще одного-двух раз в месяц. В остальное время перечисленные выше подводящие парные упражнения и импровизации в очень спокойном режиме с одним противником и более.
Богдан Курилко,
5 дан годзю рю каратэ,
основатель и руководитель
клуба боевых искусств ТЕНГУ.
Рекомендуем