Борьба Вольная:

  На Аллее славы ЦСКА в Москве установят бюст Александра Иваницкого

1 июля 2024 года на Аллее славы ЦСКА (Москва, Ленинградский проспект, дом 39, строение 29) будет открыт бюст знаменитому советскому борцу, заслуженному мастеру спорта СССР, чемпиону Олимпийских игр-1964 в Токио, четырёхкратному чемпиону мира по вольной борьбе Александру Иваницкому. Об этом сообщает пресс-служба Федерации спортивной борьбы Россия.

ФСБР напоминает: во время спортивной карьеры тяжеловес Иваницкий установил уникальный рекорд – на международной арене он не уступил ни в одной схватке, и ни одному зарубежному борцу не проиграл ни одного балла! Чемпионаты СССР он выигрывал дважды – в 1964 и 1966 годах.

В сборной страны его главным соперником был белорусский богатырь Александр Медведь, которому в интересах команды перед ОИ-1964 пришлось перейти в полутяжёлый вес. В Токио Медведь завоевал золотую медаль, а после ухода Иваницкого из большого спорта вернулся в тяжёлый вес и ещё дважды побеждал на олимпийских коврах – в 1968 и 1972 годах.

Что касается Александра Иваницкого, он по окончании выступлений на ковре окончил Государственный центральный институт физической культуры (1966) и Академию общественных наук (факультет журналистики, 1979), а с 1967 года работал в отделе спортивной и оборонно-массовой работы при ЦК ВЛКСМ, где отвечал за развитие массовых подростковых соревнований «Кожаный мяч» и «Золотая шайба».

В 1973 году Александр Владимирович был назначен главным редактором главной редакции спортивных программ Гостелерадио СССР. Принял активное участие в организации телевещания Олимпийских игр 1980 года в Москве. О масштабе работ можно узнать из интервью под этим текстом.

В 1991 году А. Иваницкий перешёл на только что созданный телеканал РТР, где возглавил спортивную редакцию «Арена». Он состоял в Бюро спортивных экспертов Евровидения, преподавал на факультете журналистики МГУ. Сын Александра Владимировича, Владимир Иваницкий, работает спортивным комментатором.

22 июля 2020 года Александр Иваницкий трагически погиб, переплывая реку Вейна рядом с подмосковной Рузой. Его бюст будет четвёртым из отечественного борцовского сообщества на Аллее славы ЦСКА. Ранее там были установлены бюсты олимпийского чемпиона 1972 года, трёхкратного чемпиона мира по классической борьбе Анатолия Рощина, заслуженного тренера России по вольной борьбе, главного тренера ЦСКА Анатолия Маргиева (при жизни) и президента Федерации спортивной борьбы России, победителя Олимпийских игр-1988, трёхкратного чемпиона мира по греко-римской борьбе Михаила Мамиашвили (при жизни).

Церемония открытия бюста А.В. Иваницкому состоится в 15:00.

***

Александр Иваницкий: «Технику речи нашим комментаторам преподавал правнук Льва Толстого»

Автору этих строк довелось пообщаться со знаменитым борцом и одним из организаторов российского спортивного телевидения накануне 35-летия со дня открытия Московской Олимпиады в июле 2015 года. Запись разговора можно прочитать здесь.

Вопрос: Когда и как началась подготовка к показу московских Олимпийских игр?

Иваницкий: Ещё за четыре года до их начала, в 1976-м. Был создан «оперативный штаб» во главе с председателем Гостелерадио СССР Сергеем Лапиным и его первым заместителем Энвером Мамедовым. Строительство олимпийского телерадиоцентра курировал выдающийся специалист и дипломат Генрих Юшкявичус. Команда управленцев была гениальная, работалось с ними легко.

Вопрос: Но ведь для обеспечения трансляции нужны не только руководители, но и исполнители.

Иваницкий: Штат у нас тогда был 70 человек. А требовалось подготовить две с половиной тысячи. Можно было пойти по простому пути и доверить показ соревнований опытным зарубежным специалистам. Например, финны лучше всех в мире делали «картинку» с лёгкой атлетики. В чем-то преуспели британцы, немцы, американцы. Но это стоило бы огромных денег. Да и не очень-то Запад стремился нам помогать. Скорее, там ждали, что русские оконфузятся. Поэтому было решено опираться только на собственные силы.

Передвижные телевизионные станции (ПТС «Магнолия») строили в Шяуляе. Работать на них учили режиссёров, которых я с помощниками отобрал на областных, краевых и республиканских телестудиях. Каждого закрепил за отдельным видом спорта. Они выезжали на все крупнейшие турниры, проходившие в СССР и соцстранах, учились показывать большой спорт по-новому.

Вопрос: Что значит по-новому? Были разработаны какие-то специальные приёмы?

Иваницкий: У меня не было режиссёрского образования, тем более телевизионного. Но с первых же дней работы на телевидении я обратил внимание, что все виды спорта, в первую очередь футбол и хоккей, показываются как бы с высоты птичьего полёта. Главная камера ставилась над трибунами и давала общий план игры. Мне в этой «картинке» недоставало эмоций, крупных планов – лиц игроков, тренеров, болельщиков.

Дискутировать с режиссёрами, привыкшими работать по старинке, пришлось долго. Но я их убедил, что телевидение – не просто глаз болельщика, сидящего на трибуне, а нечто большее. И крупные планы – огорчённое лица вратаря, индивидуальный проход нападающего, слёзы подруги футболиста, сидящей в первом ряду, и многое другое – создают особую драматургию. Вот освоением приёмов такого телепоказа мы и занимались четыре года.

На московской Олимпиаде новый метод был применен впервые в мировой практике спортивных трансляций, а теперь стал обыденным. Конечно, от режиссёров требуется быстрая реакция, чтобы, например, как Ян Садеков, умудриться ухватить момент, когда стрекоза села на лопасть весла за мгновение до старта лодки-восьмёрки на соревнованиях по академической гребле. Но отход от старых канонов помог режиссёрам обрести свободу творчества. Ведь именно спортивное телевидение служит чем-то вроде полигона для остальных телевизионных форм. Именно в спорте впервые появились замедленные повторы, съёмки в движении, с воздуха, на мотоциклах и автомобилях, под водой.

Вопрос: Были «накачки» в руководящих кабинетах?

Иваницкий: Ну, не без этого. За неделю до открытия ОИ мне в профилактических целях устроили такую проработку, что я вышел из кабинета начальника еле живым. Предупредили: если случится хоть один срыв, будет несладко. Но мы не подвели страну. На тех Играх был внедрён еще один стандарт. Если раньше для всего мира с международных соревнований распространялся общий сигнал, то благодаря нашему ноу-хау появился выбор. Скажем, идут соревнования по борьбе одновременно на трёх коврах – мы даем три параллельных сигнала. А уже на месте их приёма, допустим, в Турции или Венгрии, режиссёры могут выбрать, какую схватку им показывать – либо с участием фаворита, либо борца из своей страны

Вопрос: Важно не только показать Игры, но и грамотно рассказать о них. Как готовили комментаторов?

Иваницкий: Прежде всего, подбирали людей, которые способны интересно рассказать о происходящем. Меня тогда критиковали: мол, Иваницкий тащит на телевидение сплошь чемпионов. Но чемпионы, согласитесь, намного лучше кандидата «с улицы» знают спорт изнутри. Вспомните хотя бы некоторых, кто в те годы работал на спортивном телевидении: Нина Ерёмина, Евгений Майоров, Георгий Сурков, Анна Дмитриева, Сергей Ческидов. К олимпийским трансляциям команда комментаторов готовилась три года. Литературный русский язык и технику речи им преподавал правнук Льва Толстого. В обязательном порядке все изучали английский язык. Перед стартом Олимпиады наша команда напоминала мне отряд десантников, которых можно выбросить в чистом поле или густом лесу для решения задачи любой сложности.

Вопрос: А что запомнилось во время самих Игр?

Иваницкий: Поразила олимпийская Москва. Я питерский и, когда переехал в столицу, чувствовал себя не очень уютно из-за постоянной суеты, толп народа, нервных очередей в магазинах. А тут – чистый просторный город, приветливые люди, полки гастрономов забиты разной едой.

Вопрос: Это потому что на время Олимпиады был ограничен въезд в Москву.

Иваницкий: Не только поэтому. Если у тебя были билеты на соревнования, добро пожаловать в столицу! А то, что выселили за 101-й километр всякий нежелательный элемент, думаю, было правильно. Подобным образом поступали не только в СССР, но и в других странах, где проходили Олимпийские игры.

Вопрос: Вы часто, я слышал, во время Игр принимали у себя дома зарубежных гостей. Как к этому относились в КГБ?

Иваницкий: Дружба с иностранцами тогда не приветствовалась. Но я не был носителем государственных секретов и мог позволить себе нарушить это правило. Из бюджета для угощения зарубежных коллег отпускалось по 30 копеек на человека. Этих денег максимум хватало на кофе и булочку в телерадиоцентре. А хочется поговорить по душам, обсудить разные профессиональные и человеческие проблемы. Пригласить в ресторан? Никакой зарплаты не хватит. Дома выходило намного дешевле. Правда, чтобы накрыть достойный стол, приходилось проявлять солдатскую смекалку.

Как-то я позвал в гости американского арбитра болгарского происхождения Стива Иванова. Он был одним из самых беспристрастных рефери по вольной борьбе. Никогда не «зажимал» ребят из СССР. Так вот, чтобы добыть пару палок брауншвейгской колбасы, мне пришлось достать для знакомого директора магазина двухтомник Есенина. А за килограмм орехов кешью вручил шеф-повару ресторана Дома журналистов два билета на церемонию открытия Игр. Примерно по такой же схеме добывал сёмгу, красную икру, другой дефицит.

Накрыл стол, жду Стива, смотрю на угощения и думаю: «Знал бы он, каких усилий стоила эта красота! Ни один иностранец на это не способен. Поэтому им нас никогда не победить»

На фото из архива Современного музея спорта – великие борцы Александр Иваницкий (в очках) и Александр Медведь.

 

 



Мир каратэ

Мы в соцсетях: