Если герой романа Сэлинджера «Над пропастью во ржи» Холден Колфилд лишь мечтал стать тем, кто останавливает ребятишек у края и не даёт упасть, то Рашид Зиатдинов делает это в жизни… Обучая их карате. И собственная инвалидность 63-летнему тренеру в этом не помеха, а стимул.
Мальчик лет пяти старательно выполняет всё, что говорит сэмпай*. Позади – долгая разминка, ребята постарше уже расслабились и вертятся – в противоположной части зала занимаются девочки-гимнастки. Но Кирюше, самому маленькому каратисту, всё это не интересно. Дождавшись короткого перерыва, он подбегает к тренеру:
– А я хорошо всё сделал?
Тренер сдержан: хорошо, но нужно заниматься дальше. Это напускная строгость: на самом деле он очень доволен стараниями ученика.
Рашид Зайнутдинович даёт команду построиться и начинает объяснять новый элемент. Он вышагивает перед строем как настоящий командир, и в подготовке к бою ничто ему не помеха – ни костыли, ни отсутствие одной ноги.
ВСТАВАЙ, РАШИД!
Его жизнь похожа на добротный российский сериал. Чего в ней только не было: и служба на границе, и отъезд в Сибирь, и работа в ДОСААФе, и ранение, едва не оборвавшее его жизнь.
– Тогда были 90-е, сами понимаете, какое время. Однажды вечером в наш дом в посёлке Северном хотели забраться грабители. Я их спугнул. Один из них выстрелил, попал в ногу, в артерию. Меня увезли на скорой, я потерял много крови. После операции врач разбудил меня и спросил: нога или жизнь? Конечно я выбрал жизнь! – вспоминает Рашид Зиатдинов. – Потом я лежал в больнице и думал о том, чем буду заниматься дальше, ведь такой, как раньше, жизнь уже не будет. Друзья и коллеги переживали, сдали много крови для меня, обещали, что помогут и поддержат. Я понимал, что сидеть дома, быть кому‑то обузой – вообще не для меня. Так что оставалось одно – продолжать делать то, что умею. Хоть и не ясно было, получится или нет.
С костылями сначала было непривычно, но помогла армейская физподготовка.
– В армии мы два года каждые сутки проходили по 30‑40 км в дозорах (служил на границе, в погранвойсках. – Прим. ред.). И руки, и ноги с тех пор у меня тренированные. Так что я очень быстро освоился передвигаться на костылях, – рассказывает Рашид Зайнутдинович. – До ранения я несколько лет занимался в секции карате. Пока лечился, приходили товарищи по секции, говорили: вставай, Рашид, возвращайся.
По-настоящему в карате я вернулся в 2007 году. А в 2011 году получил чёрный пояс, 1-й дан из рук президента Всемирной организации карате кёкусинкай Тору Тезуки.
ЧЕМПИОН – ХОРОШО, ЧЕЛОВЕК – ЛУЧШЕ
Самый лучший бой – это бой, который не состоялся. Но если так случилось, что нужно драться, то нужно драться умеючи, считает Рашид Зайнутдинович. И старается внушить это своим ученикам.
Сейчас в болгарском детском оздоровительном центре в его секции карате кёкусинкай занимаются около 50 мальчиков и девочек от 6 до 16 лет. За те пять лет, что Рашид Зиатдинов работает тренером в Болгаре, его воспитанники приняли участие в 20 соревнованиях и завоевали 65 медалей за первые, вторые и третьи места.
Тренер показывает фотографии. Вот Саша, он сейчас учится в Тетюшах на преподавателя физкультуры. Вот Сергей – служит в десантных войсках, куда попал во многом благодаря подготовке, которую прошёл на занятиях по карате. Вот Олег – 11 лет, сильная хромота, серьёзный диагноз, а спустя два года – хорошие навыки боя и три медали.
– В этом году набрал 6–7-летних детей, и оказалось, что это самая сложная моя группа. Они очень быстро отвлекаются, устают, ленятся, хулиганят. Что я делаю? Ну у нас правило – один за всех и все за одного. Один нашкодит – вся группа получает дополнительное упражнение. Или прошу провинившегося занять место тренера на время. Помогает! – рассказывает Рашид Зиатдинов. – Мне всегда жалко, когда бросают на середине. Я сам – живое доказательство того, как карате может сделать человека сильным – во всех смыслах. Но с детьми сегодня непросто, слишком много соблазнов, свободного времени. Кроме того, занятия в центре – бесплатные. Ребята считают, что раз ничего не платят, то и бросить не жалко. Не понимают, что то время, которое они уже потратили, – это тоже огромная ценность.
Иногда ради детских соревнований Рашид Зайнутдинович пропускает марафоны и лыжные кроссы, в которых активно участвует. И побеждает! С сожалением он говорит о том, что в этом году не будет соревнований по лыжным гонкам для ветеранов (пенсионеров) – инвалидов. А на «Лыжне России – 2018» среди ветеранов он занял 2-е место… Но почивать на лаврах некогда, пора готовить воспитанников к очередным соревнованиям.
– Мне бы хотелось, конечно, чтобы кто‑то из них стал чемпионом, – говорит Рашид Зайнутдинович. – Но главная моя задача в том, чтобы они выросли хорошими людьми, осознающими свою силу и ответственность, готовыми всегда прийти на помощь. Быть им спортсменами или нет, пусть решают сами. А я помогу всем, чем смогу.
ОН ЖЕ – ФИЗИК, ОН ЖЕ – ЛИРИК
«Туктама, йөрәк, туктама» – одна из любимых песен Рашида Зиатдинова. Ему непременно нужно, чтобы жизнь вокруг кипела, стремилась куда-то. А когда она начинает притормаживать, Рашид Зайнутдинович приводит её в движение – посредством руля и педалей. Во дворе у него стоит четырёхколёсный велосипед уникальной конструкции.
– Отец был трактористом, технику любил и нас, четырёх сыновей, учил в ней разбираться. Всё детство и юность мы гоняли по Камскому Устью на велосипедах и мотоциклах. Но для людей с одной ногой я таких конструкций не нашёл, – рассказывает Рашид Зайнутдинович. – Поэтому сделал веломобиль, который приводится в действие одной ногой и одной рукой. Сначала – четырёхколёсную модель велосипеда, а потом и трёхколёсную. Планирую весной совершить на ней автопробег Болгар – Казань в честь 100-летия со дня создания пограничной службы.
На видео на страничке в соцсети Рашид Зайнутдинович подробно объясняет, как устроены его веломобили, – чтобы другие могли собрать такие же. Потом они с внучкой Ралиной садятся на один из велосипедов и уезжают вдаль по поселковой улице…
АВТОР: Олеся Бондаревская
Рекомендуем
Похожие видео