Школы каратэ. Запад против Японии

Школы каратэ: Запад против Японии

Когда ко мне обратились, чтобы я написал эту статью, у меня сразу возникло два образа: кэндо и спортивное фехтование.

Мне посчастливилось лично учиться у «архитекторов» японского (спортивного и будо) и западного каратэ, у тех, кто формировал их современный облик. Сэйдзи Нисимура, который на протяжении 12 лет тренировал сборную команду WKF Японии, Микио Яхара, который ревностно отстаивает идеалы японских боевых искусств, Антонио Олива Себа, гений тактики, который создал «язык спортивного каратэ».

Мастера с противоположных полюсов — японского и западного — критически относятся к методикам обучения конкурентов. Японские сэнсэи часто пренебрежительно называют западную школу «ненастоящей», «игровой», в то время как мастера запада и слышать ничего не хотят о чуждых идеалах будо.

Корень этого противостояния — в культурных различиях.

Японская система подготовки стоит на незыблемых трех «К»: кихон, ката и кумитэ. При этом идеальным является гармоничное развитие трех составляющих: син (психические процессы), ги (техническая подготовка), тай (физическая подготовка).

син ги тай каратэ техника школа

Западная же школа (на примере Антонио Оливы) утверждает, что подготовка спортсмена состоит из развития элементов SMP-фактора: S (sentimiento, эмоциональные процессы), M (movemiento, двигательная деятельность) и P (pensamiento, мышление). Причем в зависимости от амплуа спортсмена, один из элементов является доминантным, второй вспомогательным, а третий рецессивным.

SMP фактор в каратэ техника школа

Психические процессы составляют две трети в западной системе (S и P), тогда как в японской системе им уделена лишь треть (син). Сам иероглиф «син» или «кокоро» с японского переводится как сердце и разум. То есть для японца «сердце» (чувства и их переживания) и разум (мыслительная деятельность) являются неделимыми.

Напротив, технической и физической подготовке на западе (М) отведено вдвое меньше, чем у японцев (ги и тай).

Как это отражается на тренировках и применении на соревнованиях?

В Японии принято уделять много внимания технике (тренировке без партнера), на западе — тактике (взаимодействию с партнером). Путь к черному поясу японцы проходят, оттачивая разнообразную базовую технику и изучая шаблонную тактику. Для этого создана система обусловленных поединков (кихон кумитэ), где явно определены роли соперников, атаки и защиты. Первые свободные поединки обычно проходят при подготовке на 1 дан, а к изучению более или менее сложной тактики приступают после теста на черный пояс.

На Западе пришли к выводу, что исключительно повышение качества и вариативности приемов, а также рост физических качеств не приводит к успеху на татами. Поэтому уже в первые годы обучения изучается тактика (от простого к сложному), применяются игры-задания для развития когнитивных способностей.

Наряду с отработкой приемов атак и защит занимающиеся изучают правила соревнований, способы ведения противоборства с соперниками разного амплуа, взаимодействие с судьями и пр.

На Востоке в основе психической подготовки лежат дисциплина, воля, «борьба со слабостями» (лень, рассеянность внимания, трусость и др.).

Японская система требует многократных повторений (десятков тысяч) для того, чтобы сформировать систему двигательных навыков, которые в ходе поединка применяются рефлекторно, интуитивно, инстинктивно. Японские мастера считают идеальным то состояние, когда каратист ведет поединок в состоянии «мусин», то есть без каких-либо мыслей и эмоций.

Что отличает японцев на татами? Они хорошо атакуют, но не так хорошо защищаются. Они отлично работают на средней дистанции и обычно перемещаются прямолинейно.

С точки зрения спорта японская система в большей степени подходит для тех, кто специализируется на ката, западная — «кумитистам».

Также японская система хороша в тех ситуациях, когда нет времени на размышления, а надо только действовать (при внезапных нападениях на улице или при поединке в ограниченном пространстве).

Какую методику выбрать? Это зависит от предпочтений тренера и способностей спортсмена. Но, конечно, наилучшая модель — ничего не отвергать, брать лучшее и подходящее из имеющихся систем, совершенствовать его, испытывать на татами, выбирать только то, что «работает», СОЗДАВАТЬ СВОЮ СИСТЕМУ.

Всевышний создал нас по своему образу и подобию, а, значит, творцами. Пользуясь собственным опытом и опытом коллег, открытиями науки, не стесняйтесь формировать собственную эффективную школу!



Мир каратэ

Мы в соцсетях: