В начале февраля мы публиковали статью, посвященную пути юного Джуниора Лефевра от азов каратэ до сегодняшних высот. В завершение того материала было обещано подготовить интервью с Сергеем Каминским - одним из главных организаторов семинаров Лефевра в Москве. Сергей Вячеславович общался с Джуниором больше прочих россиян - и ему есть что рассказать о легендарном бельгийце. Читайте в нашем материале о том, каков Лефевр вне каратэ, почему Каминский сотрудничает именно с этим специалистом и как сам Джуниор относится к российским каратистам.
Karate.ru: Почему вы так плотно и активно сотрудничаете именно с Лефевром?
Сергей Каминский: С Лефевром сотрудничаю по ряду причин. Во-первых, был у него в Бельгии во время Европейских Игр Полицейских. Познакомился с ним, был впечатлен и решил попробовать организовать семинары в России. Кроме этого, я учил еще в школе французский язык - 90% интереса для меня именно общение на французском.
Важно, что уже в зрелом возрасте, получив 3-й дан WSKF и позанимавшись каратэ у авторитетных людей, я пошел заниматься боксом. Прозанимавшись этим видом единоборств около 7 лет, я обратил внимание, что базовая техника двух "ударных" видов спорта (каратэ и бокса) очень разная. В основе каратэ в первую очередь стоит вращение тазом (ханми-шомен), а в боксе больше обращают внимание на перенос центра тяжести с ноги на ногу. На тот момент я для себя объяснил это так: динамика боя в каратэ требует от бойца растянутой, глубокой позиции. Перемещение центра тяжести с ноги на ногу без потери динамики при совмещении со вращением тазом - это было бы слишком затруднительно… Прямо скажем: тазом-то вращать в глубокой дзенкуцу-дачи каратэка учится несколько лет, а если еще добавить свободное перемещение с ноги на ногу при совмещении со степами (короткими шагами) - это было бы просто невозможно! Я так считал.
Karate.ru: И тут приезжает Лефевр...
Сергей Каминский: Да, и тут приезжает Лефевр. Он показал, что в каратэ высокого уровня просто вращения таза не достаточно: он должен свободно перемещаться с ноги на ногу, не мешая общему свободному движению. Более того, таз, центр тяжести, должен свободно ускоряться в любой точке и быть способным "собрать тело в комок", поставить акцент – а это еще один из принципов, которому меня постоянно учили на боксе (из любого положения – любой удар)!
И еще интересный момент. Возможно, в обучении каратэ я как-то что-то упустил, проскочил где-то "по верхам"… Но в разговорах о дыхании я ни разу не услышал от тренеров еще одной важной фразы: одна серия ударов - один выдох! Да, в этом выдохе присутствуют акценты на каждом ударе, но это один выдох! Когда это начинаешь чувствовать, делать так – то вдруг замечаешь, что серия резко прибавляет в скорости, в темпе. И вот, на втором семинаре Лефевра в Москве Джуниор постоянно говорит об этом! Более того, когда этот принцип адаптирован под каратэ, все становится еще изощреннее: за счет более длинных движений каратэка может пытаться вставить вдох между ударами. И Лефевр наглядно показывал на семинаре, как во время вдоха каратист "вырастает", т.е. чуть поднимается – а это чревато нарушением идеальной траектории движения, потерей скорости и темпа. Каждое отдельное движение в каратэ более экстремальное и энергоемкое, чем в боксе, и тем более для него критичны подобные мелочи, и тем более их сложнее в нем соблюдать.
Возможно, это только мое видение техники Лефевра, возможно я даже что-то перетрактовал по-своему: уж больно мой опыт в "смежных" бойцовских дисциплинах влияет на мою "практику каратэ". Но для меня лично семинар был полезен. И хотя по выше изложенному может показаться, что я "подтвердил свои догадки" (пару раз слышал такое от "мастеров" каратэ) - нет, после семинара Лефевра в казавшееся привычным вкладывается новый смысл!
Karate.ru: Например?
Сергей Каминский: Например, упражнения для качественного и резкого увеличения амплитуды подвижности таза внутри стойки. Я увидел, что многое из того, что мне казалось невозможным, оказывается при правильном подходе достижимым даже в моем возрасте (50 лет)! Например, тот же боксерский "скачковый левый боковой", оказывается, можно повторить и в каратисткой манере, заменив боковой на гьяку. В отличие от бокса, где достаточно почувствовать ритм скачка, в каратэ нужно более подробно разобраться с динамикой самого принципа движения: здесь простым рефлекторным научением не обойдешься. Бокс – он практически на прямых ногах, а мы с детства ходим на прямых ногах. Каратэ же (и, кстати, ММА и Рукопашный Бой) заставляют нас "сидеть" низко, в позициях более растянутых, больше грузящих ноги – это не вполне соответствует повседневному навыку.
Karate.ru: Вы уже начали рассказывать всем желающим, как попасть на следующий семинар Лефевра. Там же вы называете Джуниора тренером по каратэ из ТОП-3 самых дорогих тренеров каратэ в мире. Кто, кроме Джуниора, входит в этот ТОП?
Сергей Каминский: Сказать точнее не могу. Мне недавно сказали, что сейчас Лефевр чуть ли не самый дорогой в мире - ТОП-1. Но от самого Лефевра я этого не слышал.
Karate.ru: Лефевр был Чемпионом и в кумитэ, и в ката. Теперь таких спортсменов нет, все звезды специализируются на одном из направлений (либо ката, либо кумитэ). Джуниор как-то оценивает специализацию?
Сергей Каминский: Изначально Лефевр занимался ката. Но к 14 годам его папа сказал, что если он не станет заниматься и выступать так же по кумитэ, то тренировки не будут оплачиваться и Джуниору придется завязать с каратэ. Лефевр стал выступать и в кумитэ, а папа активно занимался грамотным подбором тренеров.
Об отношении Лефевра к совмещению ката и кумитэ: у него были постоянные "терки" с федерацией Бельгии - они не хотели выставлять Джуниора по обоим направлениям. Также их раздражало, что на Европу он выходил в кумитэ и в весе, и в абсолютке. Раздражение понятно: Федерация каратэ Бельгии тогда - организация любительская, никто ее не финансировал, а чемпионаты для спортсменов - это почти как туристическое мероприятие. И чем больше людей поедет - тем лучше для федерации. А Лефевр "узурпировал" аж три места: кумитэ в весовой категории, абсолютку и ката. Но у Лефевра была логика спортсмена: он - лучший, он хочет везде участвовать и везде побеждать.
Именно поэтому Джуниор постоянно упирает на то, что кихон и базовую технику делают и кумитисты - просто не так хорошо, может быть, как катисты. А катисты должны практиковать кумитэ для понимания ката.
Соответственно он относится к специализации с пониманием, но не считает ее строго обязательной.
Karate.ru: Что Джуниор говорит о современных правилах WKF?
Сергей Каминский: Лефевру нравятся изменения, которые относится к самим поединкам. Он также считает, что Каратэ – это не Дзюдо, и борьбы должно быть по минимуму.
Но ему не нравятся изменения, коснувшиеся судейства. Например, Джуниору не нравится введение видеоповторов: возможно, судейство и становится честнее, но зрители не видят того, что видят судьи, и потому часто недоумевают от пересмотренных решений. Кроме того, просмотры повторов очень сильно затягивают сам процесс боя, он теряет динамику.
Также Джуниор отдельно и много говорил, что плохо то, что рефери теперь лишен права голоса, так как он, обычно, самый квалифицированный судья.
Karate.ru: Многие прославленные в прошлом и настоящем спортсмены работают в различных структурах WKF. Как вы думаете, почему Джуниор с его видением, знаниями и опытом не пытается принять участие в этой работе напрямую, стать членом одной из Комиссий WKF?
Сергей Каминский: Лефевр со своим тренером Хосе Мануэлем Эгеа ораганизовал CIKA (Международную ассоциацию Чемпионов по каратэ). Там он то ли президент, то ли второй человек. Эта организация очень плотно сотрудничает с WKF, поддерживается ею. CIKA отличается своей "неформальностью", что удобно и ее руководству, и руководству WKF. Думаю, это удачное решения для тех, кто любит свободу, но хочет работать.
Karate.ru: Насколько активно Лефевр сотрудничает с другими звездами мирового масштаба?
Сергей Каминский: У Лефевра постоянно "тусят" звезды, он проводит с ними совместные семинары, поэтому Джуниор и владеет самой разносторонней и последней информацией. Например, Бьямонти по личным причинам сейчас не имеет своего клуба - он является тренером национальной команды Франции. Отсюда у него запрет на проведение тренировок в своем или сторонних клубах, запрет на "персональные тренировки", даже проведение семинаров под запретом! Но он навещал Лефевра в его лагерях, чем-то делился в личных беседах, а по результатам этого общения и возникла программа четвертой тренировки последнего мастер-класса, посвященная броскам и подсечкам, разрешенным современными правилами каратэ.
Karate.ru: В одном из интервью Рафаэль Агаев сделал "выпад" в сторону Лефевра, говоря о том, что Джуниор якобы обманул его и использовал в чем-то во время визита азербайджанца в Бельгию. Знаете ли вы что-либо об этой истории?
Сергей Каминский: Смотрел это интервью буквально за 2-3 недели до семинара. Я не стал спрашивать Лефевра на эту тему (я все же далек от мира спортивного каратэ), но спросил, в каких он отношениях с Агаевым. Получил очень четкий ответ: в очень хороших. Кроме того, в прошлый свой приезд (в 2015-ом году) я слышал от Лефевра, что во время пребывания в Бельгии Агаев жил у него дома. Джуниор даже пошутил, что чуть сам не стал мусульманином.
Как я вижу эту ситуацию: Лефевр - он весь в каратэ, от этого даже немного сложный в общении человек. К примеру, с ним очень сложно вести переговоры, он не всегда понимает, чего от него хотят, если это не касается каратэ. И это не какой-то "закос", он не "дурака включает" - он так живет. Джуниор может быть совсем замученным и изможденным (перелетом, туристической программой, общением и т.д.), но одевает кимоно, приходит в зал - и как заново рождается, начинает скакать, махать руками и ногами как заведенный, ни следа усталости!
Ведя переговоры с Лефевром, я привык задавать один и тот же вопрос по три-пять раз, в разных формулировках, на некоторые так и не получая ответа... Но когда получаешь ответ - он никогда не бывает уклончивым, ответ всегда четок и ясен. Но вопросы, которые Лефевр не понимает, могут быть просто проигнорированы. Вот такова одна сторона - сторона Лефевра.
Другая сторона - Агаев. Посмотрев ту видеоконференцию, где Агаев упомянул про его проблему с Лефевром, я отметил: Рафаэль честно признал, что плохо знает английский язык. Так же, судя по роликам, он и французского не знает. То есть, переговоры с Лефевром вел не он. Высока вероятность, зная трудности общения с Лефевром, что "переговорщики" просто их "подставили". Переговорщики могли не знать языка, вообще пользоваться "гугл-переводчиком" (который в 2012-ом году вообще ужасно работал). Да и Лефевр, если он вел переговоры по-английски, не блестяще владеет этим языком… А на языковой барьер наложите еще и персоналии самого Лефевра и горячих южных переговорщиков.
Другой момент, а как предполагал Агаев тренировать, не зная языка (ни английского, ни французского, ни голландского) – и это в Бельгии, не в России (русский-то у Агаева блестящий)!
И, де факто, мы видим на роликах, как Лефевр дает задания, а Агаев их выполняет – может это выловленные моменты, но выполняет Рафаэль их с "полной выкладкой". И это мало похоже на то, что он приехал там тренировать…
Возможно, даже сам формат их совместной деятельности перестроился по ходу работы: Рафаэль не может дать задание, объяснить цель и смысл упражнений из-за языкового барьера, но при этом с удовольствием выполняет то, что ему предлагает к исполнению Лефевр… Как при этом каждый из них воспринимал эту ситуацию на тот момент, мы сказать не можем, что они думали – мы не знаем… Думаю, проблема в том, что при любых неожиданных, даже самых малых сомнениях или отклонениях лучше все оговаривать словами. Лучше маленькие скандалы в начале созревания ситуации, чем большие проблемы в конце, на апофеозе ее развития.
Т.е, как я думаю, они просто друг друга не поняли. А возможностей или сил разрешить ситуацию у них не было.
Самое главное – Лефевр даже не предполагает об этой проблеме, так как о ней знают только в русскоязычном сегменте. Думаю, при европейском отношении к авторскому праву, если бы Агаев высказал Джуниору свои претензии - бельгиец удовлетворил бы их сразу. Просто потому, что у них другое правовое сознание.
Karate.ru: Последний на сегодня вопрос: что Лефевр говорил о российских каратистах?
Сергей Каминский: Лефевр во время четвертой тренировки, посвященной броскам и подсечкам, особо отметил, что обычно, когда эти приемы он показывает у себя в Бельгии или во Франции, объяснять, повторяться в объяснениях и уточнять приходится раз 5. У нас же на семинаре хватило 2-3 раз. Он отнес это к высокой культуре борьбы в России: такое мнение могло у него сложиться и потому, что первый его семинар проходил в Олимпийской Деревне и там была доска почета с Олимпийскими Чемпионами и Чемпионами мира по Греко-Римской и Вольной Борьбе. Как ни странно, он с явным интересом изучал их портретные фотографии (не знаю, что его вдохновило, поломанные уши, или шеи толще лица).
Последний семинар проходил в "Самбо-70", а Лефевр знает, что самбо - это национальная российская борьба. Он также знает, что я начинал спортивный путь с самбо, а гостинница, где он жил, находится напротив клуба Самбо, в котором я еще в детстве начинал свой спортивный путь. Второй организатор семинаров Лефевра - Роман Сухарев, являясь каратистом стиля Вадо, активно выступает по рукопашному бою и боевому самбо на ведомственных турнирах ГУВД. Т.е. так получилось, что во время визита Лефевра в Россию его "окружала борьба".
Благодарим Сергея Вячеславовича за очень интересную беседу! Ну а всем, кто хочет попасть на очередной семинар Лефевра в России, рекомендуем изучить информацию о сборе заявок.
Рекомендуем