Каха Басилия: «В Грузии много талантливых спортсменов»

Воспитав Чемпиона Мира, Грузия вправе рассчитывать на попадание в элиту мирового каратэ. Успехов грузинских спортсменов мы вправе ждать и на грядущем Чемпионате Европы и на Европейских олимпийских играх. О перспективах грузинской сборной мы поговорили с президентом Федерации каратэ Грузии Кахой Басилия.

- Чемпионат Европы уже совсем скоро. Как проходит подготовка к нему?

- На Стамбул сделан главный акцент. Мы с декабря готовимся, ездили в Израиль, потом тренировались дома. Сейчас упор на физическую подготовку. У нас нет задачи, чтобы максимум выложиться. После Open Paris мы поедем в Дубай, отдохнем десять дней и отправимся в Египет. Мы дружим с федерацией Египта, и у нас будут сборы вместе со сборной этой страны и сборной США. Затем у нас этап премьер-лиги в Шарм эль Шейхе. Затем участвуем в коммерческом турнире Turkish Open и остаемся в Турции. И наша задача выложиться на Чемпионате Европы, чтобы взять как минимум четыре лицензии для участия в первых Европейских олимпийских играх в Баку.

- Ваша федерация стала сильнее в последние годы. Это факт. Как удалось добиться такого успеха?

- Наши кадры несколько лет подряд уезжали за границу. Ника Цурцумия успешно выступает за Германию, Инга Шерозия – вы знаете такую спортсменку (смеется). В Америке только моих инструкторов – пятнадцать. Я уже не говорю про Украину и Россию. Конечно, политические события в стране накладывают отпечаток на развитие спорта. Важно то, что с 2007 года мы единственные из стран Восточной Европы, кто сделал единую федерацию. Проблема разъединения каратэ актуальна для многих стран. Но объединив стили каратэ под флагом единой федерации, мы смогли грамотно распределить ресурсы, которые выделяет государство. Сегодня у нас бюджет около 500 тысяч долларов. Это весьма серьезно для Грузии.

- Но вам не приходится конкурировать с другими федерациями?

- У нас такого нет. 90% занимающихся в Грузии традиционно занимались шотоканом. Мы объединили сито-рю, годзю-рю, и другие направления, выделили отдельно киокусин, который мы содержим как отдельное направление, способствуем тому, чтобы они развивались. Я еще являюсь президентом WSKU. Это была моя идея создать такую федерацию, чтобы мы не потеряли шотокан. Мы разработали правила WSKU, похожие на правила WKF, специально для тех, кто еще не готов выступать в WKF, в высшей лиге.

- А WKF вы считаете высшей лигой каратэ?

- Конечно. Я недавно встречался с Йоргой, которого очень уважаю. Он говорил мне про будо, про другие вещи, про то, как важно развивать фудокан. Это все правильно, с одной стороны. Но я спросил его, объединив еще несколько направлений, какой бюджет он сможет собрать? Вряд ли больше миллион долларов. А Федерация каратэ Франции имела около 14 миллионов евро, турки — шесть. Мои ребята на коммерческих турнирах могут заработать за три месяца 10-15 тысяч долларов. Семинар Агаева стоит пять тысяч евро, а Йоргу вы можете пригласить за 500 долларов. Финансы ведут к конкуренции среди спортсменов, среди стран.

- Пусть и запоздало, но хочется поздравить вас с победой Гогиты Аркания на Чемпионате Мира в Бремене. Этот успех был неожиданным?

- Гогита был бронзовым призером в Токио, где было много помех, в том числе и со стороны судей. Потом ему просто не везло – это все-таки спорт. Поэтому нужно было много работать, чтобы попасть в элиту WKF. В последние годы Антонио Эспиноз стал вести более демократичную политику. Это отразилось и на судействе. Египет, Иран и Азербайджан, к примеру, постепенно заявляют о себе громче и громче. Да и сам Гогита стал сильнее.

Но мы все болели за Гогиту. В финалы разных весовых категорий на мировом первенстве вышли два японца. В весовой категории до 75 кг мы болели именно за одного из них, потому что понимали — Гогите будет проще. Ведь один из представителей Японии уже стал чемпионом, и судьи будут более лояльно относиться к нашему спортсмену. Мы интуитивно чувствовали, что два японца не могут быть чемпионами мира.

- Но сам ход поединка не позволил усомнится в силах Гогиты?

- Нет. Гогиту можно победить, только спровоцировав психологически. Японец выбрал тактику шотокановскую — драться жестко и напрямую. Это не ново для Гогиты. Если был бы европеец — возможно были бы варианты, когда за счет штрафных очков соперник бы выиграл. Японец же достойно и мужественно дрался, но уступил. Историческая победа! Наша федерация как раз отмечала 35-летие и это был самый хороший подарок.

- Есть кто-то в команде Грузии, кто способен повторить успех Гогиты?

- У нас достаточно талантливых спортсменов. Хенри Векуа на минувшем Чемпионате мира проиграл за выход в финал Луиджи Бусе из Италии. Сказалось отсутствие опыта. А в поединке с немцем за третье место при хантее, конечно, хозяин Чемпионата Мира выиграл. Но по технике и таланту Хенри не уступает Гогите, и думаю через года два будет звездой.

- Результат Инги Шерозии на Чемпионате Мира вас расстроил? Болели ли вы за нее, как за свою спортсменку?

- Я очень давно знаю и саму Ингу, и Омара Муртузалиева, и Сергея Соколовского и уважаю их работу. Но в то же время, вижу — в России есть что менять. Сейчас только две европейские страны могут взять лидерство в каратэ. Это Турция и Россия. У турков все есть, кроме менталитета. А у России есть ресурсы, менталитет, но нужно что-то поменять в менеджменте. Спортсмен на таких турнирах должен быть в пике. Я знаю, когда Инга готова. И то, что она осталась на Чемпионате без медали — это преступление. Но она еще скажет свое слово!

- Как победа Гогиты повлияет на развитие каратэ в Грузии?

- Каратэ в Грузии и так очень популярно, у нас 15 тысяч членов в организации. Мы все сделали, чтобы победа Гогиты была отмечена на государственном уровне. В аэропорту нас встречал министр спорта, была организована встреча с премьер-министром, постоянно внимание телевидения. Конечно, все это — хороший стимул для молодых ребят упорнее тренироваться. А занимающихся у нас и так много. Единоборства у нас на Кавказе популярны. Драться у нас все любят, а в хоккей играть не умеют (смеется).

- Какие перспективы в развитии своей федерации и каратэ в целом вы видите?

- Если раньше моду в каратэ диктовали Италия, Франция, Испания, то теперь нужно, чтобы Грузия, Россия, Азербайджан, Турция заняли их место. У прежних лидеров мало ресурсов. А мы должны объединить единомышленников, включить менеджмент, вкладывать деньги в развитие каратэ. Надо на каждый чемпионат приглашать «Евроспорт», освещать турниры, приглашать спонсоров. Тоже самое говорит Василий Крайниковский в России. Не обязательно, чтобы каратэ стало олимпийским. Много видов спорта, которые популярны и привлекательны, без Олимпиады. За три-четыре года каратэ может стать ведущим видом, среди единоборств. Все предпосылки для этого есть.

 



Мир каратэ

Мы в соцсетях: