Данный материал подготовлен по итогам открытого семинара для тренерского состава Школы традиционного каратэ АБЭ-РЮ «Аспекты традиционного исполнения Ката. Дыхание как основа Ката. Ката как основа Кумитэ» в Санкт-Петербурге (21-23 августа 2015).
В практике Кихон и Ката целью является Кумитэ.
Давно знакомые и постоянно произносимые, наверное, каждым инструктором слова.
И это – говорить – просто необходимо делать, чтобы не растерять остатки того, что так гордо именуется искусством. Искусством Каратэ.
Договоримся о терминах.
«Искусство (от церк.-слав. искусьство; ст.-слав. искоусь – опыт, проба) образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей…
«Каратэ (яп. 空手; или карате-до 空手道 - «путь пустой руки») — японское боевое искусство, система защиты и нападения. В отличие от других единоборств Японии, (джиу-джитсу, дзюдо), которые предполагают борьбу, проведение разного рода бросков, удерживающих захватов и удушающих приёмов, в карате степень непосредственного контакта между участниками схватки минимальна, а для сокрушения противника используются точно нацеленные мощные удары руками и ногами, наносимые в жизненно важные точки его тела…» [Источник - Википедия].
А теперь – соединим.
Глаза должны быть направлены в нужное место при выполнении различных позиций и движений.
Именно этим и был семинар под руководством Сизова Сергея Викторовича (7 дан) - соединением.
Сведение к целому разрозненных, на первый взгляд, принадлежащих разным Ката связок, соединение смыслов, вложенных в них, и, одновременно, расчленение групп движений на карпускулы, их составляющие, с тем, чтобы всё понять, опробовать и донести до своих подопечных.
Пожалуй, в этом - самое зерно семинара.
Сизов в течение всего семинара настоятельно доводил до участников: думайте, осмысливайте, пробуйте. А потом вкладывайте в ваших учеников.
Через фрагменты Ката УНСУ, ХАНГЕЦУ, ГАНГАКУ были вновь рассмотрены принципы техники.
Вновь шла работа над увеличением скорости за счёт правильного построения движения. Неразрывное осуществление перехода из вращательного в поступательное движение ведёт бойца к сокращению слагаемых самого движения. Одно всегда меньше двух. Поэтому разворот и атака (контратака) запаздывают, тогда как одно движение разворот-атака – опережает.
Абэ Сэнсэй поражал своего учителя Накаяма сэнсэя именно этим – умением опережать противника. И на семинаре этот аспект исполнения Ката рассматривался подробно и на многих примерах. И, естественно, в парной работе с применением к Кумитэ. Ведь увеличение скорости не за счёт сокращения амплитуды движений, как в спорте, а за счёт соединения, слияния отдельных элементов в единое целое даёт этот эффект не плане зрелищности, а непосредственно в реальном применении.
Кихон и Кумитэ также необходимы для Ката.
Очень важно всегда обозначить водораздел между базовой техникой Кихон - 基礎 (основа, корни) и Кумитэ -組手 (переплетённые руки, схватка). Кихон принципиально исполняется без партнёра, тогда как Кумитэ – это бой с противником. Кихон - это отработка стоек, одиночных блоков и атак, их связок одновременно с отработкой перемещений и разворотов. Кумитэ – это применение наработок Кихон в реальном поединке. Но переход из Кихон в Кумитэ есть переправа с берега на берег при помощи – моста ли, брода ли, парома… т.е., нужно средство для этой переправы.
И таким средством является Ката.
Но.
Механическим образом, т.е., просто отработкой Кихон и исполнением Ката, достичь результата в Кумитэ невозможно.
Да, принцип изучения боевого искусства на основе Ката состоит в том, что, повторяя Ката множество раз, практик боевого искусства приучает свое тело к определенного рода движениям, выводя их на бессознательный уровень. Однако, только глубокое понимание принципов движений и слияние их в непрерывный поток могут привести адепта к верному результату.
И вот, выйдя на татами для встречи с противником, боец получает возможность применить свои навыки в почти реальной ситуации. Но только правильно сориентированный своим наставником, боец сможет вынести из боя урок, который применит в Ката, поняв смысл того, что до того исполнял формально.
Ката - 型 или 形 (форма, тип, модель) это запись победного боя. Запись, исполненная не на бумаге, а в последовательном комплексе различных техник.
И вот в этом случае, сложив Кихон и Кумитэ, вынеся из них сумму принципов, боец начинает отсчёт времени правильного исполнения Ката.
Правильные позиции должны чётко выполняться.
Кихон и Ката настраивают тело и сознание на ведение Кумитэ. Но никогда в Кумитэ мы не увидим базовых стоек, разве что в тот краткий момент завершения атаки, когда всё тело атакующего выстроено в монолит. Или в столь же короткий миг защиты от мощной атаки соперника. Но именно для этого и отрабатываются и атака и защита в Кихоне – чтобы в атаке Кумитэ довести удар до цели и не потерять баланс либо устоять под напором противника и должным образом перехватить инициативу и победить.
Поэтому и в Кихон, и в Ката пятки не должны отрываться, при подъёме пяток теряется сила и нарушается равновесие.
Однако, в Кумитэ это правило не действует. Противоречие? Отнюдь! Именно за счёт верного применения техники Кихон создаётся тот импульс в движении Кумитэ, который освобождает бойца от формальных требований Кихон.
Так же требования к Кихон распространяются на Ката. Но и здесь есть определённые, но не противоречащие!, отступления. Если формально требовать исполнение техники Кихон в Ката, то возникает проблема невозможности достичь высокой скорости исполнения в сочетании с силой и Бункай.
Бункай - 分解 (анализ, бун – деление на части, кай – объяснение).
Бункай – боевое содержание Ката.
Именно Бункай диктует отступление в Ката от требований Кихон. Если в УНСУ в череде четырёх Цуки-вадза фиксировать каждую стойку, то при развороте после очередного удара исполняющий Ката «подставляет» свой затылок возможной атаке «противника». Это противоречит Бункай, а значит, противоречит Кихон, и, значит, противоречит Каратэ.
Все эти непростые моменты разбирались на семинаре подробно, с детальным разбором не только движений, но самих их элементов – поградусные развороты, точно выверенный посыл атаки, моментальный выход из атаки…
Манеры, этикет и внешний вид являются важнейшими факторами…
Все три дня семинара, а именно: четырёхчасовые тренинги плюс свободные соревнования в конце и аттестация требовали не только собранности и готовности к испытаниям.
Хорошим примером для младших участников стала корректная и дружеская атмосфера в отношениях. Без исключения все были предупредительны и деликатны в общении, уважительно и приветливо встречаясь и прощаясь.
Итогом семинара был обед за счёт организаторов, на котором в непринуждённом разговоре всеми было подчёркнуто, что в течение трёх дней на основе будто бы и уже изученных форм было столько нового, что над этим предстоит работать целый сезон. Также были обсуждены предстоящие события – соревнования, в том числе Кубок России Абэ-Рю в Саранске (6-7 февраля 2016), семинары, в том числе Абэ сэнсэя в Калининграде (23-26 сентября).
Были намечены и другие цели, достижение которых участникам представилось реальным по итогам прошедших трёх дней.
Кихон, Ката, Кумитэ всегда связаны – это нужно чётко понимать.
Рекомендуем