Фильмы о каратэ: от прошлого к будущему

13 января 2015

0

кино

Изучая развитие и становление боевых искусств и кинематографа можно найти не только параллели в их генезисе, но и точки соприкосновения и пересечения. Это можно проследить на примере еще черно-белых и неозвученных фильмов Чарли Чаплина, где сценаристы и авторы фильмов уделяли много времени постановке трюков и сцен боев. Наглядным примером может служить фильм "Чемпион" (1915).

В последствии ярким примером сближения искусства кино и искусства боя явился фильм "Первая перчатка" (1946) с Иваном Переверзевым в главной роли. Все сцены поединков в этом фильме были выполнены на хорошем профессиональном уровне и органично вплетены в сюжет фильма.

С момента появления каратэ как вида спорта в середине XX века  все больше и больше стало появляться высококлассных фильмов, которые популяризировали этот вид боевого искусства, наряду с кунг-фу, дзюдо и др. Чего стоит только фильм великого Акиры Куросавы "Гений дзюдо". На этом фильме выросло целое поколение прекрасных бойцов и сильнейших спортсменов. Именно этот фильм привел многих в спортивные залы для занятий каратэ и дзюдо.

Уже много написано и сказано о фильмах с участием Брюса Ли, Чака Норриса и др. Харизма, степень владения боевыми искусствами сделали фильмы с их участием настоящими произведениями искусства. Они и по сей день пользуются огромным успехом. А ведь многие актеры своими талантами повлияли на популяризацию и развитие боевых искусств. К примеру, ушу как боевое искусство и вид спорта были выведены на новую орбиту популярности благодаря владению техникой ушу и актерскому мастерству Джеки Чана и его коллег Само Хана, Вьен Бяо и др.

В нашем кино одним из первых широко известных фильмов о боевых искусствах стали "Пираты XXвека" (1979) режиссера Бориса Дурова с участием Тадеуша Касьянова и Талгата Нигматулина.

В 1981 году Юлий Гусман снял яркий, музыкальный фильм "Не бойся, я с тобой", в котором наряду с романтической историей под музыку Бюль-Бюль Оглы органично смотрелись конные трюки в исполнении конного цирка Мухтарбека Кантемирова и рукопашные схватки на фоне гор Кавказа. Во время существующего в нашей стране запрета на каратэ многие в качестве обучения посещали фильмы "В зоне особого внимания" ,"Ответный ход" и др.

Отметим, что во второй части фильма - "Не бойся, я с тобой! 1919" - снялся Рафаэль Агаев. 

Было много попыток со стороны спортсменов, закончивших свои выступления в спорте попробовать свои силы в киноискусстве. Так в нескольких эпизодических ролях в разное время пробовали себя Александр Мажидов из Саратова, Борис Кантемиров и Владикавказа, Рафаэль Акчурин из Москвы и др. 

Самым неудачным оказался опыт Александра Иншакова который не был великим спортсменом и не состоялся как продюсер, как актер и каскадер. По его же стопам пошел и Глеб Музруков, с завистью смотревший как спортсмены на соревнованиях берут автографы у Александра Иншакова. На казенные деньги спортинтерната по ушу он создал киностудию "Золотой будда" и привлек молодежь из ушу к реализации своих сценариев. В 1999 году был снят фильм "Монах", где исполнителем главной роли стал Джамал Ажигирей. Однако, личные амбиции Музрукова двигали его дальше. Он сотворил фильм "Гений дзюдо" и впоследствии Российский Союз боевых искусств, с помощью двух сопредседателей Юрий Трутнева и Сергея Кириенко пытался продвинуть этот фильм на ведущие телеканалы России. Но даже и этого не хватило, чтобы этот ширпотреб был признан искусством.

Но, в то же самое время, начал давать свои плоды творческий стержень, присутствующий у Джамала Ажигирея и Олега Тактарова. Их глубокий подход и познания в боевых искусствах повлияли на их творческие процессы в кино. На примере Олега Тактарова видно что не прошло бесследно его пребывание в США не только в качестве бойца, но и его обучение кинематографу.

Как видно сейчас он может легко сыграть любую роль в кино, не обязательно участвуя в сценах и трюках, связанных с демонстрацией боевых искусств. Нет сомнения, что и Джамал Ажигирей найдет свою роль в кино, не только связанную с демонстрацией техники ушу или другого единоборства. 

Наблюдая весь путь сосуществования кино и боевых искусств, трудно не заметить их влияние друг на друга.

Жизнь и тренировки, тренировки и съемки продолжаются...



Мир каратэ

Мы в соцсетях: