Евгений Галицын о макиваре

21 марта 2018

Евгений Галицын

Евгений Борисович Галицын о Макиваре

На днях известный мастер каратэ Евгений Галицын опубликовал на своей странице в Facebook интересную статью о макиваре. Рассуждения Евгения Борисовича вызвали живой интерес у Будо-аудитории, многие читатели задают вопросы и не без резона интересуются у автора, когда же выйдет его книга. Мы публиковали несколько статей Галицына и не могли пройти мимо материала о макиваре. Статья публикуется без изменений.

Евгений Галицын: "Макивара… Макивара??? Макивара!!!"

Макивара, – неотъемлемый, почти культовый тренировочный снаряд в каждой более-менее серьезной школе каратэ. Об этом слышали все, кто так или иначе на практике соприкасался с каратэ.

Но почему-то о том, для чего, кроме общих слов о "набивки ударных частей", она предназначена, как ее сделать самому и как правильно ее использовать, информации не так много.

Раньше под макиварой в каратэ понимали некий, назову его "традиционный" вариант – неподвижно закрепленную одним (нижним) концом и вертикально установленную довольно толстую доску, высотой, как правило, до уровня плеча или подбородка, верхний конец которой должен быть обмотан грубой веревкой из рисовой соломы или просто привязанным снопом соломы (собственно - "макиварой"), который в процессе работы по нему становился все тоньше и тоньше, и постепенно удары наносились уже по голой доске. (Выражаю благодарность Горбунову И-сану за подробную историческую справку!)

Затем постепенно веревку или сноп стали заменять другими материалами – кожей, свернутым брезентом, резиной, полиуретаном и т.п., но "общая конструкция" оставалась неизменной: под термином макивара как правило понималась вкопанная в землю (или вмонтированная в пол) специальная упругая доска различной толщины с выделенной рабочей зоной для нанесения удара в ее самой верхней части.

Сейчас к рассмотрению (и особенно к приобретению) предлагается довольно много самых различных вариантов макивар: и "традиционная" вертикальная и ее разновидность - горизонтальная, и современная настенная, сделанная на основе автомобильной покрышки, и компактная металлическая многорычажная с изменяемой сменной системой натяжения, требующая для своего изготовления промышленного оборудования, а также макивара на растяжках, переносная портативная, даже авторские макивары - макивара Федоришена, макивара Шилова, и т.д, и т. п. 
Я не буду давать им оценку – пусть это сделает каждый для себя сам, я буду говорить о том , как лучше и как правильно макивару использовать .

Если взглянуть на наиболее распространенные в сети фото макивары, а также на некоторые видео мастеров, работающих на своих "традиционных" макиварах, то, как правило, видим в качестве ее основы довольно толстую деревянную доску шириной до 20 см и толщиной около 4-6 см , а у некоторых – даже толстенный брус толщиной в 10-15 см., обмотанный в верхней части грубой веревкой или прикрытым современным комбинированным "бойком" (термин - не мой, взят из параллельной статьи Володи Воловикова).

Такие макивары действительно существуют, но они подходят лишь единицам, годами готовившим свои конечности к работе на таком "агрегате". А вот комментарии к подобным фото и видео, в которых читаешь, что кто-то делает на подобной макиваре по 300-500 ударов каждой рукой, причем – ежедневно, вызывают массу вопросов…

Если к разговору о работе на макиваре подходить серьезно, то начинать надо с того, что макивара должна подбираться каждым человеком индивидуально под себя, с учетом своей текущей подготовленности и своего роста, и при этом он должен помнить – макивара должна быть разная на разных этапах подготовки.

Не претендуя на изложение окончательной истины и описание всех существующих вариантов, я просто напомню, чему и как нас (еще в СССР!) учили наши первые УЧИТЕЛЯ, и чему учили и учим мы, постоянно переосмысливая опыт своих тренировок.

Хочу также предупредить, что я не ставил задачу дать детальное и подробное описание методики работы с разными "ученическими" макиварами и на каждом этапе, поскольку это сложно, если не невозможно в "заочном варианте".

Цель статьи - прежде всего предостеречь нашу каратэ-молодежь от неправильных рекомендаций, выводов и ошибочных подходов к тренировкам, которые могут быть сделаны на основе увиденного в сети, помочь им сохранить собственное здоровье, и обратить внимание на основные важные составляющие работы на макиваре, часто по тем или иным причинам остающиеся без внимания.

Началу работы на любой макиваре обязательно должны предшествовать специально-подготовительные упражнения для укрепления мышц и связок кисти, запястья, предплечья и т.д. Это - и отжимания на кулаках и пальцах, и различные прыжки на кулаках и тыльной стороне кисти в упоре лежа, и упражнения с отягощениями (тиси), и упражнения на тренажере Сотского, и т.п.

Как правило, параллельно с ОФП и СФП идет начальное изучение техники. И только когда ученик уже может более-менее правильно выполнить технику удара "по воздуху" – начинается работа над точностью, над скоростью (быстротой) и силой, и собственно над постановкой удара .

При наличии необходимого оборудования и инвентаря в тренировочный процесс активно включается работа на макиваре, мешках, грушах, лапах, кольцах и т.п.) Т.о. в процессе теперь уже этих специализированных тренировок происходит дальнейшее укрепление и подготовка мышц, связок, костей к ударным нагрузкам, недоступное при "работе по воздуху", но крайне необходимое для выполнения точных ударов в полную силу по различным поверхностям.

Не секрет, что у работы на каждом их перечисленных снарядов - своя методика использования для эффективных тренировок. Ограничусь описанием правильной работы только на традиционной макиваре.

Бытует мнение, что макивара предназначена только для набивки и закалки ударных частей как основы для постановки удара. Но не акцентируется, что для каждого этапа тренировки и закалки подбираются различные макивары переменной жесткости, и на каждой - используется специфическая методика работы.

Стандартные макивары, как правило, изготавливаются из досок прочных пород дерева равной (одинаковой по всей длине) или переменной (равномерно или особым образом уменьшающейся кверху) толщины и ширины, и, соответственно, разной степени упругости и жесткости.

Сразу хочу сказать: распространенная в интернете рекомендация работы на макиваре, идущая якобы от восточных мастеров – "не умничай, подходи и бей" – это самый прямой и самый короткий путь к ссадинам и повреждениям кожи, ушибам надкостницы, бурситам, травматическому артрозу и малоподвижности пальцев и кисти.

На самом деле тренировка на макиваре должна представлять длительный, постоянный, постепенный, строго контролируемый и непрерывный процесс "выращивания прекрасного цветка", в роли которого – наше собственное физическое и психологическое здоровье.

Макивары условно можно подразделить на Скоростные (ученические) и Силовые (мастерские).

Толщина верхней части скоростных макивар разная и подбирается в соответствии с задачами :
– для первичной закалки кожи; 
- для уплотнения подкожной клетчатки, укрепления и закалки надкостницы;
- для укрепления капсулы ударной поверхности суставов; 
- для укрепления связок пясти, кисти, лучезапястного, локтевого и плечевого суставов.

Соответственно, толщина верхней части макивары под "бойком" варьируется от 5 мм до 15 мм. Такая "скоростная" макивара под воздействием удара должна отклоняться от вертикали на расстояние от 30 см до 10-15 см... 
При работе на таких макиварах используют расслабленные удары на различную (постепенно увеличивающуюся) глубину правильно "сформированной", но не напряженной ударной частью руки.
И начинают работу на скоростных макиварах обязательно с почти "бесконтактной" тренировки точности, нанося удары по пластилиновому шарику на бойке макивары (как обязательной предпосылки предотвращения повреждения целостности кожи) и первичного умения дозировать требуемое усилие для выполнения удара на различную глубину.

Затем шарик убирают и начинают работу с ударов для уплотнения кожи – наносят точные удары глубиной 1-2 см, затем - для укрепления надкостницы -удары глубиной - 4-5 см, далее - для укрепления суставных капсул – удары глубиной –от 5 до 10 – 15 см…

Такая последовательность работы имеет, с одной стороны, прежде всего формирование психологической готовности ударить в твердый предмет, постепенно укрепляя ударные поверхности, но главное - избежать формирования "подсознательного тормоза", неизбежно возникающего из-за ссадин кожи, ушибов и даже первых бурситов от ударов. 
С другой – она позволяет как можно позже подойти к своему "скоростному барьеру".

Еще раз подчеркну, что скоростные макивары предназначены (наряду с закалкой ударных частей) прежде всего для как можно более позднего возникновения "скоростного барьера" и для предотвращения "внутреннего подсознательного "тормоза", неизбежно возникающего из-за опасения получения ушибов и растяжений связок, особенно на начальных этапах работы.

После работы на "скоростных" макиварах переходят к работе на "силовых".

Силовые макивары предназначены:
-прежде всего для корректировки выстраивания взаиморасположения различных костей тела для передачи максимального усилия в ударную часть и их гармоничного взаимодействия при "продавливании" сопротивления макивары; 
-для развития взрывной силы участвующих в ударе мышечных групп.
- для "прочувствования" включения именно нужных групп мышц в выполнение удара на определенных режимах работы;
- для тренировки "разделения тела" как важной предпосылки мощных ударов на заданную глубину. (Кто "в теме", тот знает, что при работе по голове и туловищу, особенно- целенаправленно по конкретным внутренним органам для различных последствий применяются удары разной глубины и направления передачи импульса, и т.д.). Иногда для контроля этого на макиваре используют дополнительный контрольный маятник как показатель достаточной глубины "пробива".

Толщина таких силовых макивар – от 5-6 см в нижней части до 1,5-2 см в верхней. "Сводится" или уменьшается толщина доски от максимума внизу до необходимой вверху специфическим образом, обязательно с тыльной стороны доски, что позволяет не терять прочность при убывании жесткости. Индивидуальная высота силовой макивары – также примерно до уровня подбородка или плеча. Количество "рабочих зон" или "бойков" на ней - в зависимости от предназначения конкретной макивары – от одного до 3-5…

Кроме соблюдения последовательности смены макивар важными условиями работы являются:
- Правильное использование "сформированного", но не напряженного кулака, прямого положения запястья, обеспечивающие способность встретить цель на любом участке ударной траектории и правильно и безопасно передать усилие;

- Тренировка "точности" и своевременности вращения кулака перед попаданием в "боек" как условие предохранения от ссадин. Для ускоренного формирования точности любителям "экстремальной" тренировки предлагаю использовать отработку удара в цель, вызывающую болевые ощущения при ошибках, например в днище консервной банки или маленькой кастрюльки, подобранной по размеру так, чтобы в нее свободно проходил кулак, оставляя по бокам пространство примерно в 5 мм. В такой работе, если ошибешься с точной центрирования удара – будет очень больно, а боль - учит лучше и быстрее любых слов.

- разминка и подготовка ударной части и окружающих суставов, и обязательная "заминка" после окончания работы.

-Необходимо соблюдать не только последовательность работы на макиварах различной толщины, но и не превышать допустимую частоту работы в неделю для разных типов ударов (хлестких, силовых, таранных..) и выдерживая оптимальные перерывы для восстановления после нагрузок ударных поверхностей , суставов и связок – каждую ударную часть прорабатывать не чаще 2-х раз в неделю.

При энергичной работе на силовых "мастерских" макиварах имеют смысл использование фарм-препаратов (растирок) и тепловых спец-процедур в течение первых 2-х часов после ударной работы, а также придерживаться правильного питания.

Повторюсь: к отработке импульсных ударов на силовой макиваре можно переходить только после длительной предварительной работы на скоростных макиварах, обеспечивших достаточную подготовку всего суставно-связочного и опорного -двигательного аппарата к большим нагрузкам, и соответствующую подготовку нервов, связок и участвующих в работе мышц.

Критерием возможности начала перехода к более жесткой макиваре может служить субъективное отсутствие болевых ощущений в костях и связках как при работе на макиваре, так и после тренировки, при ощущении некоторой "наполненности" и "теплой тяжести" в ударных частях после тренировки.

Количество сильных ударов не должно превышать 30-50 на каждую ударную часть, и повторяться не чаще чем 2 раза в неделю. За одну тренировку желательно "обрабатывать" не более 3-х ударных частей.

Другие Обязательные пункты, которые надо соблюдать при работе на макиварах:

- Первое требование – работа на макиваре является логичным продолжением и закреплением Кихона. Не должно быть искажения ранее изученной правильной техники. Этого достигают как подбором правильных исходных положений и выбором местоположения перед макиварой, а также и изолированной работой над отдельными фазами ударов.

- Второе требование - обязательны согласование ударов с дыханием, а работы задней ноги - с правильным моментом окончания вращения бедер и вариантом напряжением мышц кора.

- Соблюдение требований "разделения тела" для нейтрализации "обратного удара" за счет соответствующего расслабления и "выстраивания" тела, шеи и плеч, особенно в случае так называемого таранного и "залипающего" удара, располагая тело в соответствии с анатомическими "лучами силы".

- Проработка разных типов включения мышц кора при работе на макиваре (прямое, перекрестное, двойное и т.п.) при импульсном ударе;

- Помнить об особенности работы бедер и ног при отработке варианта удара типа "плеть", и избегание "рассеивание силы" за счет широчайших мышц спины.

- Правильная работа колена передней ноги – как условие того, что "удар не уйдет в пол", моменты его расслабление и включение для сохранения устойчивости и равновесия.

- Особенность работы колена задней ноги в "бедро-импульсе" для согласование вращательного и поступательного движений.

Работа на макиварах выполняется сначала одиночными ударами с места, затем - со значительным перемещением ОЦТ, с различными передвижениями, в связках с блоками и ударами ног, и т.п.

Специфика подобной работы – уже за пределами данной статьи.

Таковы лишь некоторые существенные моменты, общие для всех. Детали, нюансы, акценты и поправки в каждом отдельном случае делаются тренером (учителем) уже по ходу тренировки.

К сожалению, большинство людей, приходящих на тренировки в каратэ, не обладают развитыми способностями кинестетического самоконтроля, и не могут самостоятельно определить причины неправильного исполнения. Иногда кому-то может в этом помочь использование видеосъемки с последующим анализом, и сопоставление с видео мастеров, и т.п.

Но самым лучшим (и безопасным! вариантом является тренировка под "присмотром" учителя или у хорошего тренера, способного не только научить, но и помочь учиться.

Когда-то в своей статье "Даны, пояса, разряды. и кому все это надо" (она еще есть в сети) я написал:

Каждому ученику не лишне помнить:
- Ни один учитель, каким бы "великим" и известным он не был, не может никого научить насильно. Насильно можно только "выдрессировать", и только в том случае, если у обучаемого есть необходимые предпосылки.

-Учитель может только помочь научиться тому, кто этого сам очень хочет и готов работать.

-Хороший учитель поможет выбрать наиболее эффективные и подходящие только этому ученику тренировочные методы, научит анализировать успехи и причины неудач, и тем самым ускорит процесс обучения, поможет развить сильные стороны ученика и ликвидировать его слабости.

- И только очень хороший учитель может сделать все это вместе взятое, но еще он может найти такие слова, которые зажгут в душе ученика неугасимый огонь стремления к совершенству, вселят в него непоколебимую уверенность и дадут силы преодолеть любые препятствия на своем Пути, сохранив и даже улучшив при этом свое здоровье".

Я по-прежнему искренне желаю всем встретить на своем жизненном пути и Пути боевых искусств такого хорошего учителя.

С уважением – Е. Б. Галицын.

Мир каратэ

Мы в соцсетях: