Чанбара: объединим мир боевых искусств!

27 января 2015

0

Спочан Чанбара

В последние годы в России, как и во всём мире, набирает популярность спочан (спорт чанбара). Это относительно молодой вид японского спортивно-боевого искусства, в котором используется оружие, своего рода альтернатива более традиционному кендо. В отличие от последнего, переполненного ритуалами, условностями и жёсткими ограничениями в правилах, спочан отличается повышенной свободой и склонностью опираться на боевую практику при минимуме ограничений и условностей.

В данной статье мы постараемся рассмотреть интересное направление в мире боевых искусств и взглянуть на него "изнутри".

Нам довелось обсудить чанбару и впечатления от данного направления с Владимиром Воловиковым, руководителем клуба Традиционного Каратэ в Санкт-Петербурге.

Владимир, преисполненный энтузиазма и искреннего восхищения, рассказывал, что чанбара его просто покорила.

"Что в первую очередь вспоминается? Огромное количество положительных эмоций! Я будто вернулся в детство, в котором фильм "Д`Артаньян и три мушкетёра" выводил во двор всю детвору района и мы устраивали баталии, делая шпаги из проволоки или резинового утеплителя!"

Разумеется, мы поинтересовались у Владимира, где именно ему удалось познакомиться со спочаном.

"Знакомство стало реальностью благодаря руководителю клуба "Ратибор-Комбо" Андрею Михайлову. 

Андрея я знаю давно. Видел его видео-репортажи и фотографии о чанбаре, отмечал, как мои коллеги-инструкторы с удовольствием участвовали в соревнованиях. Со стороны как-то все это казалось бесполезной игрой. Отношение было очень скептическим. 

И вот в 2014 году Андрей переехал жить в Санкт-Петербург. Нашел меня и предложил все-таки попробовать. Я согласился, скорее рассчитывая получить от Андрея мастер-класс ножевого боя. И, признаюсь, не пожалел. Чанбара меня впечатлила и покорила!"

Владимир Воловиков (слева) и Андрей Михайлов (справа)

Конечно же, мы просто обязаны были разузнать о чанбаре у самого Андрея Михайлова.

Андрей показал себя не только грамотным специалистом, но и приятным собеседником, который с искренним удовольствием рассказывал о любимом деле.

Представляем вниманию наших читателей небольшой рассказ Андрея Михайлова о чанбаре и спочане.

Этимология названия "чанбара"

"Сначала нужно акцентировать ваше внимание на названии. В русскоязычном интернете чаще всего встречается утверждение, что слово «чанбара» переводится с японского как «смертельный бой на мечах». Видимо, это просто отписка, чтобы не заморачиваться объяснениями. Как я понял из некоторых статей, чанбара – это, строго говоря, и не слово вовсе. Дело в том, что японские детишки, так же как и дети во всём мире, любят "порубиться" на палках, представляя себя воинами ушедших эпох. Так вот, у японской ребятни принято было озвучивать это похвальное занятие громкими криками: «чанн – бара, чаннн – бара!!!», что должно было имитировать звон скрещивающихся клинков. Практика эта была настолько распространена, что в Японии «чанбарой»  стали называть специфические жанры литературы, манги и анимации, в которых присутствовало много рубки на мечах, а потом и вообще слово стало ассоциироваться со схватками на мечах.

Но это название прижилось позже. А сначала появилось "госин-до" – путь самозащиты.

Основателем этого замечательного боевого искусства является мастер меча Тэцундо Танабэ.  С 1958 годамастер Танабэ практикуется в классическом кендо, кюдо (искусство стрельбы из лука) и искусстве метания дротиков.

В 1971 году Тэцундэ Танабэ открыл своё додзё, где тренировались сотрудники охранного предприятия его брата. Там и появились первые идеи. Сначала возникла необходимость боя на коротком оружии. Были придуманы укороченные синаи (синай – бамбуковый макет меча для кендо). Затем попробовали делать его из современных эластичных материалов – получилось оружие, которым можно было лупить партнёров по тренировкам в полную силу, не опасаясь их травмировать. Парадоксальным образом снижение травматичности повысило реалистичность поединков. Надо ли говорить, какие возможности это дало для реалистичной отработки приёмов противодействия вооружённому противнику и свободных боёв. Само оружие назвали «кодачи» - короткий меч. Так и появилось новое боевое искусство – кодачи-госино.

чанбара спочан каратэ

При дальнейшем развитии идеи придумали использовать пневматику – надувать мечи воздухом. Также появились новые категории оружия: танто (нож), тёкен (длинный меч), дзё (посох), бо (шест), яри (копьё). Начали проводить соревнования и в 1989 году был проведён первый Чемпионат мира по спорту чанбара.

Спочан зашагал по миру.

Развитие чанбары и спочана

В России соревнования по чанбаре стали проводится в Москве с 2003 года, в 2004-м спочан появился в Иркутске, в 2005-м – в Санкт-Петербурге. 

В чанбаре практически отсутствуют возрастные ограничения. На турниры можно выставлять спортсменов от 4-х лет (на турнирах высоких уровней – с восьми), верхней возрастной планки нет, порой на турнирах выступают, а часто и побеждают, люди в весьма преклонном возрасте. Особенно это характерно для Японии.

Новый спорт очень понравился детям и взрослым: теперь можно было без травм и лишнего защитного снаряжения сражаться друг с другом. Единственная обязательная защита - шлем с маской.

Спочан - спорт для всех

Особая прелесть спорта чанбара заключается в том, что его могут практиковать представители любых других школ боевых искусств. Более того, это предполагалось изначально в стратегии развития федерации. Например, в Италии спочан изначально продвигали каратисты, а в России первыми были айкидоки (потом к ним присоединились комбисты и каратисты). Дело в том, что всем направлениям боевых искусств чанбара даёт очень многое.

Очень хорошо спочан ставит боевые передвижения, а каратистам позволяет с новой стороны взглянуть на классические блоки каратэ - они прекрасно работают и с вооружённой рукой, причём не только для защиты, но и для нападения.

чамбора

При использовании оружия для чанбары легче почувствовать "вибрацию", потом этот навык может быть использован и без оружия.  Спочан прекрасно развивает реакцию, чувство момента и дистанции. Причём, опытный чанбарист хорошо чувствует критическую дистанцию в зависимости не только от габаритов соперника, но и от длины того, что он держит в руках. Кроме того, ещё одна уникальная возможность чанбары – бои с оружием разной длины. Скажем, у одного бойца короткий меч, у другого – длинный, или щит с коротким мечом против копья и т.д. Бойцу с коротким оружием приходится нарабатывать стремительные проходы в ближний бой, а бойцу с длинным – удержание противника на дистанции. А ещё можно меняться оружием и быстренько переключаться на другую тактику. Чанбара значительно повышает потенциал самообороны бойца.

Не случайно первое название чанбары - госин-до (путь самозащиты). Любая палка или похожий на неё предмет в руках чанбариста превращается в грозное оружие.  С другой стороны, если вы оказались в наиболее неприятной ситуации самообороны голыми руками против вооружённого противника, ваши шансы значительно выше, если вы обладаете значительным опытом ведения боёв с оружием и представляете, чего от него ждать. Не говоря уже о том, что инвентарь для чанбары позволяет нарабатывать приёмы противодействия вооружённому противнику с полной скоростью и в полную силу.

Ещё одно преимущество спочан – низкая (почти нулевая) травматичность позволяет активно практиковать бои в группе – «стенка на стенку», «каждый сам за себя», «один против группы» - для бойца, заинтересованного не только в спортивных победах, но и в потенциале самообороны, такая практика весьма важна.

чанбара и дети

Чанбара: объединим мир боевых искусств

И наконец, ещё один немаловажный фактор – это объединяющее начало.  Не секрет, что сейчас очень немногие кубы и федерации поддерживают какие-либо регулярные контакты с представителями других направлений, а уж о совместной практике, спаррингах и соревнованиях речи тем более не идёт (кроме близкородственных видов). Спочан же позволяет соревноваться друг с другом ВСЕМ направлениям и стилям боевых искусств, в том числе таким, которые никогда бы не встретились на татами – айкидоисты и боксёры, каратисты и самбисты – любые бойцы любых школ и направлений могут, по выражению Тэцундо Танабэ, «сражаться честно и свободно», объединяя мир боевых искусств".

 

Примечание: фото- и видеоматериалы предоставлены Андреем Михайловым и официальным ресурсом ШБИ "Ратибор-Комбо" (ратибор-комбо.рф).

Редакция karate.ru благодарит Владимира Воловикова и Андрея Михайлова за сотрудничество.



Мир каратэ

Мы в соцсетях: