Вениамин Гармаев о Цугуо Сакумото

После публикации интервью с Цугуо Сакумото мы обещали представить вашему вниманию интервью с одним из учеников великого японского мастера Сакумото – его российским учеником Вениамином Гармаевым.

Вениамин Гармаев – один из самых известных мастеров российского каратэ, который не стесняется учиться, искать и совершенствоваться. Он был вознагражден на своем пути тем, что судьба свела его с Цугуо Сакумото. Обозреватель портала karate.ru Борис Александров попросил его рассказать об этом подробнее.

Борис Александров: Как человек, занимающийся каратэ, изучающий ката, когда Вы впервые услышали о Цугуо Сакумото?

Вениамин Гармаев: О сэнсэе Сакумото я узнал, посмотрев очень старый фильм о японских мастерах, где он выполнял ката Супаринпэй. В то время я был ещё молодой каратэка – не по возрасту, а по стажу занятий. Но даже тогда я понял, что это очень большой мастер.

Б.А.: Насколько я помню, в это время Вы занимались каратэ Сито-рю. Не было ли колебаний по поводу встречи с Сакумото?

В.Г.: Да, я занимался и практикую до сих пор ката Сито-рю, считаю этот стиль очень гармоничным. Колебаний никаких не было, просто появился шанс познакомиться с мастером и я им воспользовался.



Вениамин Гармаев и Цугуо Сакумото


Б.А.: Как произошла Ваша встреча, и какие ощущения Вы испытывали?

В.Г.: В 2008 году на Окинаве проходил международный турнир по каратэ "Sakumoto Karate Fest", перед которым был семинар по каратэдо и кобудо Рюэй-рю. Я решил поучаствовать в этом мероприятии. Было большое желание посмотреть, что же это такое Рюэй-рю и с чем его едят. Три дня семинаров были очень тяжёлыми для меня: во-первых, адаптация, во-вторых, я не практиковал ката Рюэй-рю, многое было непривычно. Шесть часов тренировок в день дали о себе знать быстро, ноги просто отваливались, руки гудели как провода высоковольтных линий. Информации море, да что море, океан. Я был в какой-то эйфории, я просто купался в каратэ. Усталость проявлялась только после команды ЯМЭ. Руки и ноги наливались свинцом, и я ехал в гостиницу, где меня ждал Николай Коровин, который в это время снимал фильм об окинавских мастерах каратэ. В первый раз особого знакомства не произошло, Сакумото был очень удивлён, что кто-то из России добрался до Окинавы. Даже когда мы делали совместное фото с представителями делегаций, он был очень сдержан. На этом турнире мне посчастливилось стать победителем, это была моя первая медаль, которую я завоевал на родине каратэ.

Б.А.: Не было ли ревности со стороны Ваших коллег и учителей из школы Сито-рю? Прежде всего, со стороны японцев.

В.Г.: Со стороны коллег больше, наверное, было любопытства и интереса. С японскими мастерами Сито-рю я этот вопрос не обсуждал, думаю, что это ни к чему.

Б.А.: Планируете ли Вы совместно с сэнсэем Сакумото провести большой семинар по ката в России?

В.Г.: Да, планы есть. Но сэнсэй Сакумото очень занятой человек. Он был уже у нас. После его приезда в Россию он дал нам право представлять Рюэй-рю в России (нам – это мне, Владимиру Мокрякову и Татьяне Мелентьевой)

Б.А.: Многие знают о Вашем сотрудничестве с такими мастерами, как Сергей Зотов и Александр Маринов. Как Вам это удалось? Данное сотрудничество является хорошим примером для тренеров по кумитэ. Согласны ли Вы с этим?

В.Г.: С Сергеем Зотовым у меня очень давние дружеские отношения, ещё когда я выступал как спортсмен, он искренне за меня болел, даже когда я выступал против его учеников. Затем было проведено несколько совместных тренировок, из которых выросло наше сотрудничество уже на тренерском уровне. С Александром Мариновым я познакомился, когда приезжал Люка Вальдеси в Россию. Совместные тренировки также положили начало нашей дружбе и сотрудничеству. К тому же, Александр очень интересовался ката Сито-рю. Любое сотрудничество идёт на пользу, что для тренеров по ката, что по кумитэ.

Б.А.: Как специалист, находите ли Вы различия в исполнении ката спортсменами различного уровня и в исполнении каратистов, исповедующих каратэ как будо?

В.Г.: Различия, конечно же, есть, хотя я уверен, что их не должно быть. Многие спортсмены очень увлекаются художественностью в выполнении ката, у многих традиционщиков не хватает «чистоты» техники. Но ЧМ во Франции подтвердил мою правоту, чемпионами стали японцы, представители одного из самых традиционных направлений Сётокан.

Б.А.: Как Вы думаете, каким будет исполнение ката в будущем, имея в виду все аспекты его исполнения?

В.Г.: Затрудняюсь ответить, наверное, исполнение ката не должно меняться. В спорте, вероятно, ката станет более физкультурным.

Б.А.: Когда Вы планируете встретиться с Сакумото в следующий раз?

В.Г.: К сэнсэю Сакумото я еду в июле этого года.



Мир каратэ

Мы в соцсетях: