Интервью с Иэном Эбернети. Часть 1

04 февраля 2015

0

Бункай

Предлагаем вашему вниманию интервью с ведущим экспертом по Бункай в Великобритании Иэном Эбернети. Данный материал представляет собой перевод с ресурса karatebyjesse.com

Иэн Эбернети

Тринадцать. Столько букв содержится в имени и фамилии Iain Abernethy. Интересно, что такое же их количество присутствует во фразе «потрясающий Бункай» («awesome bunkai»).

Иэн Эбернети – ведущий британский пропагандист практического каратэ.

Уже много лет Иэн разворачивает свою деятельность вокруг Бункай, стабильно превращая заурядных каратистов в опытных почитателей истинного каратэ. А многочисленные видео, статьи и семинары позволяют сэнсэю Эбернети реализовывать свои педагогические идеи и задумки.

А теперь - интервью с Иэном Эбернети!

Джесси: Давайте начнем с самого начала: почему «обычные каратисты» должны задумываться о Бункай? Разве мы не можем просто практиковать ката без лишней головной боли?

Иэн Эбернети: Задумываться вам о Бункай или нет... Все зависит от того, какие перед вами стоят цели. 

«Каратэ», как термин, уже стало очень похоже на «Атлетику» тем, что охватывает очень широкий спектр разносторонних дисциплин. И восприятие каратэ разными людьми может быть совершенно расхожим! Конечно, мы все - каратэки! Точно так же, как и практикующие различные типы легкой атлетики - «атлеты». Но утверждать, что каратэ - это единое целое с общими целями, будет большой ошибкой.

Джесси: Согласен. Как говорил сэнсэй Лусио Маурино, и марафонцы и спринтеры – «бегуны», но они тренируются (и выглядят) совершенно по-разному!

Иэн Эбернети: Совершенно верно. Есть много разных путей и способов постижения смысла каратэ. Уделяете вы внимание Бункай или нет, зависит от того, для чего вы тренируетесь. 

Для человека, который практикует каратэ в качестве типа физической и социальной рекреации – что является целиком законным основанием для тренировки – Бункай может и не быть чем-то необходимым. Кроме того, человеку, который заинтересован в каратэ по художественным или культурным соображениям вряд ли удастся познать самого себя, занимаясь Бункай. Современные спортсмены по большей части также вряд ли заботятся о Бункай, так как Бункай важен только для катистов. Хотя и они, вероятно, не уделяют Бункай должного внимания. 

Конечно, я должен подчеркнуть, что высококвалифицированное исполнение Бункай в финалах командных соревнований – это не то, что я подразумеваю под «Бункай». Так что даже если они проникнутся смыслом ката, вряд ли они отнесутся к Бункай так, как я себе это представляю.

Бункай Иэна Эбернети в его додзе

Джесси: В таком случае, кто же должен быть заинтересован в Бункай? "Чудаки" вроде вас?!

Иэн Эбернети: Каратэка, который интересуется каратэ для самозащиты, должен быть очень заинтересован в Бункай! Ровно как и каратэка, который хочет достичь глубокого понимания ката. 

В ката мы находим все, что нужно для работы с физической стороной самозащиты. И это преподносится нам в логическом, структурированном и очень эффективном виде. Через углубленное изучение Бункай мы можем практиковать ту версию каратэ, которая включает и нанесение ударов, и захваты, и броски, и удушающие приемы, и удар коленом... 

Мы можем внедрить эти методы и их основополагающие принципы в нашу ежедневную практику. Тогда у нас будет целостная, очень прагматичная система с глубоким наследием. Лично я получаю от этого большое удовольствие! 

Джесси: И опять я согласен с вами! Если бы люди просто провели соответствующий анализ, исторические исследования, то все каратисты давно бы поняли все, о чем вы говорите!

Иэн Эбернети: Верно. В 1908 году Анко Итосу – один из главных учителей Фунакоси Гитина и создатель серии ката Пинан – записал свои десять заповедей. Вторая строка первой заповеди – это то, что я расцениваю как наиболее важное предложение в истории каратэ: 

"Его (каратэ) суть ни в коем случае не состоит в применении в бою с одним противником, в ситуации обычной драки, а если же каратисту доведется встретиться с хулиганом или преступником, он, насколько это возможно, должен избегать драки". 

Это говорит нам о том, что каратэ того времени не было предназначено для поединков против одного противника. А ведь именно так, между прочим, каратэ и практикуется сегодня! Вместо этого Итосу говорит нам, что каратэ того времени было способом избегать нежеланного исхода столкновений с хулиганами и преступниками. Проще говоря, каратэ - это искусство реальной самозащиты от каких-либо преступных элементов.

Чоки Мотобу, другой известный пионер каратэ, также разделяет эту точку зрения. Шошин Нагаминэ, ученик Мотобу, в своей книге упоминал слова учителя: 

«Техники ката никогда не разрабатывались для использования против профессионального бойца на арене или на поле боя. Они были, однако, наиболее эффективны против кого-то, кто не имел ни малейшего представления о стратегии, используемой для борьбы с их агрессивным поведением». 

Многое из того, что упоминается как «Бункай» на самом деле не отображает истинной сути ката; это можно видеть в командных соревнованиях. 

Я подразумеваю под "Бункай" саму методологию, без каких-либо излишеств. Истинный Бункай нужно искать в работах мастеров прошлого, в тех ката, которые были созданы в контексте самозащиты в реально опасных для жизни условиях. 

Как я уже сказал, настоящий Бунка - не для всех. Бункай необходим для тех, кто считает, что каратэ должно работать на самозащиту. Тогда изучение Бункай будет чрезвычайно ценным. Каратэка, который хочет понять суть ката, также должен изучить Бункай, чтобы знать, почему техники ката существуют именно в таком виде.

Джесси: Как говорится, "Вы не можете видеть свою собственную гору полностью, пока вы не взберетесь на гору рядом с ней".

А что вы думаете о смешивании современных боевых видов спорта с традиционным каратэ? Я хочу сказать, ваш Бункай - это явно не то, что многие люди называют "традиционным" каратэ...

Иэн Эбернети: Многое зависит от определения того, что такое "традиционное каратэ". Ирония заключается в том, что (как мне кажется) именно я придерживаюсь традиционных подходов к Бункай!

Джесси: А можно подробнее? 

Иэн Эбернети: Прежде всего стоит сказать, что большинство Бункай, называемых "традиционными", выглядят так: есть герой, стоящий посередине; в это время "плохие парни" нападают на него с предусмотренных углов.

Но ведь именно это - не традиционно! Мабуни Кэнва писал следующее: 

"Смысл направлений в ката не совсем понятен, часто совершаются ошибки в интерпретации движений ката. Иногда можно услышать, что "это ката имеет 8 направлений, так как оно предназначено для борьбы с 8 противниками!" или какую-либо подобную ерунду!" 

Мабуни Кэнва

Итак, то, что теперь называют "традиционным", Мабуни Кэнва называл "ерундой"!!! Мабуни также говорил, что углы не представляют собой углы атаки; также он утверждает, что это углы, в которые мы переходим по отношению к врагу! И я согласен с мастером Мабуни! Большая часть "современного традиционного каратэ", однако, расходится с этой позицией. 

Джесси: Согласен, Бункай должен быть простым!

Иэн Эбернети: Также, согласно моей позиции, Бункай содержит много бросков. Некоторые каратэки могут увидеть в этом что-то нетрадиционное или даже обвинить меня в ереси, но они будут неправы. Опять же, Мабуни писал в свое время: 

"Каратэ, которое было введено в Токио, - это, на самом деле, лишь часть великого целого. Те люди, которые видят в каратэ лишь удары, а броски и захваты относят к дзюдо или джиу-джитсу, не могут быть знатоками боевых искусств [...] Те, кто думает о будущем каратэ, должны иметь открытый ум и стремиться изучать полноценное искусство!" 

Поэтому я чувствую, что я традиционен в своих подходах к Бункай!  

Мабуни был не одинок в своих взглядах, как могут утверждать современные ленивые каратисты. Фунакоси Гитин, основатель Сетокан-каратэ, писал: 

"Удары, толчки и пинки в каратэ - не единственные методы; бросковые техники и захваты должны присутствовать в каратэ [...] все эти методы должны быть изучены со ссылкой на базовые ката". 

Фунакоси действительно уделял внимание бросковым техникам в своих книгах, отмечал их использование в конкретных ката.  

Также можно привести пример писем Шигеру Эгами (ученик Фунакоси): 

"В каратэ также есть бросковые техники [...] Мы практиковали бросковые методики, и я рекомендую их изучать". 

В кумитэ все вращается вокруг спортивной конкуренции. Я же стараюсь, чтобы в моем додзе даже в кумитэ каратэки использовали броски, удары, захваты, болевые приемы... 

Джесси: Я полностью с вами согласен! Традиционное кумитэ, как я его понимаю, абсолютно не похоже на то, как проходят поединки в сегодняшнем спортивном каратэ! 

Мабуни Кэнва (сидит), основатель Сито-рю каратэ, проводил полноконтактные спарринги  

Иэн Эбернети: А ведь есть исторические фотографии Мабуни, позирующего в защитном снаряжении для полноконтактного рукопашного боя (смотрите фото).

Кроме того, в книге "Каратэ-до: мой жизненный путь", Фунакоси обсуждает схватку до беспамятства, рассказывает об уличных боях во времена его юности, отмечает, что такие бои предлагают "уникальную возможность для обучения"

Поэтому я хотел бы предположить, что мои взгляды имеют большое историческое обоснование... 

Джесси: Аминь.  

Иэн Эбернети: Стоит упомянуть и Анри Плии – первого европейца, получившего черный пояс по каратэ. Его слова: 

"Нельзя упускать из виду тот факт, что каратэ – это всеобъемлющие поединки. Здесь все позволено [...] Вот почему каратэ основывается на ударах руками, ногами, головой или коленями. Не менее допустимыми являются удушающие, бросковые техники и захваты". 

Я должен ясно дать понять, что не принадлежу к числу людей, которые смотрят на спортивное каратэ с презрением. Наоборот, я с удовольствием слежу за многими спортивными соревнованиями. Проблема возникает лишь тогда, когда люди вырывают метод из контекста.  

Спортивное каратэ должно развиваться. Главное – не смешивать его с истинно традиционным, полагая, что это одно и то же.

 

Конец первой части интервью с Иэном Эбернети



Мир каратэ

Мы в соцсетях: