Материал переведен с сайта karatebyjesse.com
Если вы читаете этот материал, то вы, вероятно, занимаетесь, занимались или будете заниматься ММА.
Возможно, вы об этом не знаете, но это так.
Ведь, если если в вашей жизни есть каратэ, то вы – прирожденный боец смешанных единоборств.
По крайней мере, это утверждение будет справедливо, если вы согласны с общепринятой гипотезой. Данная гипотеза гласит: каратэ изначально было функциональным сочетанием элементов различных единоборств, ввозимых на крошечный остров Окинаву на протяжении нескольких сотен лет. То есть нынешнее каратэ – это своеобразный синтез различных боевых искусств, прямой результат исторических проб и ошибок. Получается, что каратэ зараждалось, как смесь боевых искусств - как смешанное боевое единоборство.
Очевидно, что с тех пор каратэ сильно изменилось, превратилось в международное явление, феномен, вид спорта и даже философию – как ни назови, все будет верно.
Но факт остается фактом: каратэ зарождалось, как сочетание элементов различных боевых искусств.
Только самые эффективные методы прижились, остались в каратэ, дошли до наших дней. В дни зарождения этого боевого искусства даже не существовало понятие «стиля». А многие современные каратисты не знают всего этого!
Поэтому я (Джесси Энкамп) решил изменить положение дел.
А изменение нужно начинать с познания.
В нашем случае – с познания смешанных единоборств.
Поэтому я встретился с бойцом UFC Александром Густафссоном и вместе мы попытались провести параллель между ММА и каратэ.
Прозвище «The Mauler»
Рост: 193,04 см (6,4″)
Вес: 92,99 кг (205 фунтов)
Дата рождения: 15 января 1987
Место рождения: Арбуга, Швеция
Поехали!
J (Джесси): Ладно, давайте начнем! Прежде всего, огромное спасибо вам, Алекс, что выделили время из напряженного графика для этого небольшого интервью. Я очень вам признателен.
AG (Александр Густафссон): Нет проблем, Джесси! Я только что закончил тренировку, так что у нас с тобой есть время.
J: Идеально. Давайте начнем. В последнее время многие мои друзья-каратисты начали заниматься ММА. Некоторые объясняют это большими возможностями для зарабатывания на жизнь, а некоторые просто следуют собственной страсти. Все большее и большее количество школ боевых искусств делает определенный акцент на ММА... На что стоит обратить внимание каратисту, если он хочет попробовать собственные силы в ММА? Как вы думаете?
AG: Вы должны иметь четкое понимание того, что ММА - это полный контакт. Нужно рассчитывать на это. Будет очень больно. Но я не думаю, что это не имеет ничего общего с тем, что и так есть в боевых искусствах. В ММА вы начнете с группы новичков, чтобы научиться основам полноконтактного рукопашного боя. Но вы должны иметь в виду, что занятия ММА могут сильно навредить вам и вашему здоровью. Так что будьте готовы.
J: Исходя из собственного (довольно ограниченного) опыта практики в ММА (в частности, Shootfighting), я могу поручиться за ваши слова. Но вы на самом деле начинали с бокса, традиционного западного боевого искусства, прежде чем перешли к ММА. Вы когда-нибудь сталкивались с предрассудками относительно традиционных боевых искусств во время своей карьеры в ММА?
AG: Ну, я не думаю, что подобные стереотипы действительно существуют в современном мире боевых искусств. Когда-то было время, когда все думали, что уличные бандиты изобрели ММА. Вероятно, дело в том, что смешанные единоборства были подпольным спортом... люди думали, что бойцы вроде меня пили пиво и бессмысленно колотили друг друга в каком-нибудь подвале.
J: Подождите, вы считаете, что теперь предрассудки исчерпаны?
AG: Ха! Не совсем... Теперь дела обстоят куда лучше. Мастера боевых искусств, я думаю, принимают ММА как законный вид спорта. Люди понимают, что они видят именно спортивные поединки. И это хорошо. Но иногда, разумеется, недоразумения все-таки возникают. Люди, мало смыслящие в боевых искусствах и единоборствах, не имеют представления о том, что такое ММА. Люди сильно заблуждаются, когда просто перелистывают телеканалы и мельком замечают двух потных мужиков, которые избивают друг друга в клетке. Необходимо улавливать контекст.
Я часто слышу критику ММА от "обычных" спортсменов. И это несправедливо, особенно если учесть тот факт, что у нас гораздо более продвинутые "репертуары" техники, чем у многих популярных и общепризнанных видов спорта. Но я не думаю, что существует стихийный негатив в отношении ММА. Подобные настроения - в прошлом.
J: И это справедливо. Теперь давайте перейдем к более практическим аспектам ММА: я как-то слышал от многих каратистов, что-то вроде "нокаутировать кого-то - проще некуда, главное поставить подобную цель"! Я удивляюсь подобным словам. Но, возможно, эти люди правы? Расскажите, так ли просто нокаутировать соперника? А вы бывали в нокаутах?
AG: Честно говоря, я не считаю, что был когда-либо абсолютно нокаутирован. Я упал пару раз... и даже видел звезды, но никогда не отрубался.
В подобные нокауты я ухожу почти ежедневно [смеется]!
Самый важный совет: чтобы не дать себя вырубить, нужно опустить подбородок пониже, руки поднять повыше. Это действительно просто! Будьте компактны как в защите, так и в атаке! Защищайте свой подбородок.
J: Воооот вы и рассказали всем, почему я не занимаюсь ММА! Ежедневные нокауты... звучит, знаете, пугающе! Но еще один важный навык, который Вы не упомянули, это умелое использование ног. Верно? Излишне говорить, что вы очень известны своими передвижениями. Каковы ваши мысли по этому поводу? Какие ошибки наиболее распространены в передвижениях новичков?
AG: Самая распространенная ошибка, которую я вижу... это то, что люди пытаются двигаться эффектно, но не эффективно, а в критические моменты они просто стоят неподвижно.
Вы всегда должны двигаться после комбинаций. Удар - движение. Удар - движение. Это первое.
Вторая вещь, которую я, к сожалению, часто замечаю, это то, что люди пытаются двигаться на пятках. Это большая ошибка! Оставайтесь в движении на пальцах!
J: А какое упражнение лучше всего подходит для тренировки корректных передвижений?
AG: "Бой с тенью", спарринг... В принципе, абсолютно все. Все, что угодно! Вам просто нужно думать о результате. Вы можете тренироваться столько, сколько пожелаете, как пожелаете. Главное - продолжать думать о результате.
J: К счастью, многие Каратисты уже довольно хорошо передвигаются.
Теперь давайте представим, что вам пришлось бороться со знаменитым каратистом - Лиото Мачидой. Скажите, пожалуйста, какова будет ваша стратегия? Гипотетически говоря, стратегия "анти-каратэ" - какова она?
AG: Ничего себе... Я, наверное, попробовую "отрезать" его. Постараюмь лишить его возможности передвигаться. Я бы не давал ему свободного пространства, в котором он нуждается для уклонений и уворотов. Нужно попробовать надавить на него, работать в партере, чтобы нейтрализовать основное его оружие - навыки каратэ. В моем арсенале найдутся определенные вариации стратегий...
J: Отлично! Говоря о вариациях: важно отметить, что порой сложно определиться и выбрать что-то конкретное. Так же и в каратэ. У нас есть много областей (ката, бункай, кихон, кумитэ, кобудо и т.д.), которые нуждаются в постоянной практике - как выбрать то, что нужно тренировать в первую очередь?
AG: Нужно тренировать все аспекты, чтобы стать лучшим. Конечно, приоритетность определенных элементов всегда будет иметь место. Прежде всего, нужно слушаться инструктора. Это альфа и омега! Слушайте инструктора и делайте то, что он говорит. Вы не должны думать о том, что лучше сегодня, а что - завтра. Отложите эти мысли в сторону и делайте то, что вам советует тренер!
Ваша задача - добраться до тренажерного зала, работать в поте лица, а после тренировки уже можете делать, что вам угодно. Это действительно так. Сохраните умственную энергию для реального обучения, слушайте инструктора и дайте ему всех себя. Доверяйте своему тренеру.
J: "Сэнсэй умней - ему видней"!
Теперь представьте себе следующее: однажды, по пути в спортзал, вы вдруг столкнулись с волшебником, который заколдовывает вас. Заклинание не позволяет вам использовать более трех техник в ваших поединках! Что вы выберете? Другими словами, назовите три главные техники, три козыря-преимущества, которые, на ваш взгляд, позволяют вам выигрывать...
AG: [Смеется] Лежа? Или в стойке?
J: Это ваш выбор. "TOP 3"-метода, которые позволят вам побеждать.
AG: Ладно... Мой первый выбор - джеб. Этот удар никогда не подводит.
J: Хорошо. Дальше?
AG: Передвижение с комбинациями...
J: И ...?
AG: Третий козырь - подсечка.
J: Потрясающе! Ваш выбор действительно наилучшим образом говорит о боевом стиле. Но вам, как профессиональному бойцу, естественно, нужно больше, чем просто три вида техники в арсенале. И, несомненно, для этого вы много работаете. Расскажите, как проходят ваши будни?
AG: Я просыпаюсь в 7:00, выпиваю чашечку кофе и выгуливаю собак. После я прихожу в спортзал к 9:00. Утренняя тренировка обычно состоит из довольно трудных мероприятий (спарринг, тайские колодки и т.д.). Возможно, это бывает и простая силовая тренировка. Позже вечером акцент делается на одном аспекте: захваты, джиу-джитсу или бокс. Вечерние тренировки всегда более техничны.
J: И, самое главное, что вы едите на завтрак?
AG: Я ем кашу.
J: Кашу?
AG: Кашу. С черникой и медом [смеется]!
J: Вы только что нагнали на меня аппетит!
Что ж... Жизнь бойца ММА кажется очень насыщенной. И, я уверен, у вас есть, так скажем, черные дни? Они ведь бывают у каждого... Скажите, каковы они - черные дни у бойца ММА?
AG: Самая страшная часть жизни бойцов MMA, безусловно, - это бойцовские лагеря. 8-10 недель интенсивного обучения. Нет ничего изнурительнее. Однообразие, усталость... Просто хочется, чтобы это скорее закончилось.
J: Вы теряете в весе после таких тренировочных лагерей?
AG: Я справляюсь с этим довольно хорошо. Понимаете, тут есть важные психологические моменты. Эти лагеря очень полезны перед боем. Выходя в клетку, я понимаю, что готов ко всему. Так что потерянный вес, даже если он есть, - это пустяк.
J: Понимаю. Когда я еду в Японию для интенсивных тренировок - это что-то похожее на ваш пример. Там я не одинок - многие энтузиасты и фанаты каратэ часто отправляются в Японию, чтобы учиться у мастеров этого боевого искусства. А ведь вы регулярно ездите в США, чтобы узнать от мастеров ММА что-то полезное и новое.
Почему? ММА, кажется, не хранит какие-то древние тайны... Неужели вы не можете тренироваться дома?
AG: Ну, у них есть знания. Обо всем. И не столько знания, сколько философские взгляды на бой. Я набираюсь очень важного опыта...
Кроме того, в США проводят гораздо больше жестких спаррингов с самыми лучшими противниками. Там все находится на более высоком уровне, чем у нас в Европе.
J: Так же, как каратэ в Японии. Здесь важную роль играет вдохновляющий/мотивационный аспект...
AG: Совершенно верно. Вдохновение от обучения с лучшими из лучших - это невероятно мощный толчок вперед! Другим важным аспектом для моей психологической подготовки является смена обстановки. В дали от моих собак, девушки и прочих увлечений... я меняю фокусировку!
J: Могу себе представить. Но давайте сейчас поговорим о страхе. Видите ли, многие люди пугаются, когда им нужно драться. Вы когда-нибудь чувствовали страх перед боем или во время его? Как вы справляетесь с этим?
AG: Вы шутите, не так ли? Я всегда боялся! И нервничал! Хитрость заключается в том, чтобы не бояться самого страха. Вы никогда не должны бояться тревожного чувства или страха, потому что эти чувства являются естественной частью боя. Страх на самом деле вызывает ваши лучшие позывы, заставляет бороться и драться даже лучше, чем в его отсутствие. Бойцы, которые не боятся проиграть, не боятся боли и не нервничают - никогда не становятся великими! Потому что им не хватает, что ли, дополнительных психических толчков вперед и вверх!
J: Согласен. Страх - это обоюдоострый меч, который приходится использовать в борьбе за максимальный результат.
Есть ли у вас психические методы обучения в ММА?
AG: Мой лучший совет для тренировки ума: стремитесь создавать хорошие привычки для того, чтобы построить чувство собственной безопасности и успокоить окружающих вас людей.
Кроме того, вы можете попробовать дистанцироваться эмоционально от всех плохих ситуаций. В моем случае это происходит так: я просто стараюсь на все смотреть максимально объективно.
Важно оставаться позитивным даже тогда, когда вы боретесь за собственную жизнь. Позитивное мышление - полезная привычка!
J: Поэтому вы и принимаете страх, воспринимаете его, как что-то необходимое?
AG: Нужно быть бомбой с часовым механизмом, как можно более спокойным перед боем, чтобы сохранить всю энергию... Но в нужный момент я готов взорваться!
J: Мне нравится этот образ.
А что насчет веры? Я читал, что вы верите в Бога. Добавляет ли это какой-то "внутренней силы"? Дополнительное чувство священной поддержки, так сказать.
AG: Моя вера позволяет мне чувствовать себя в безопасности абсолютно в любой ситуации. Это на самом деле не делает меня лучше, как спортсмена, но моя вера всегда была и всегда будет. Это не то, что я считаю "ментальным тренингом" или чем-то вроде этого... Но, когда вы боретесь, сильная вера может действовать в качестве подушки безопасности. Даже если упаду, я знаю, что смогу продолжить бой.
J: Понимаю.
Кажется, время, отведенное на интервью, подходит к концу. Еще несколько вопросов.
Какой опыт в вашей карьере вы считаете наиболее ценным? Поделитесь самыми волнующими моментами!
AG: Это мой первый бой в Швеции против Тиаго Сильвы в UFC на Fuel TV в 2012 году... Также - мой дебют в 2009 году на UFC 105 против Джареда Хамаме в Великобритании.
J: А как же ваш бой против Маурисио Руа?
Обзор боя с Маурисио Руа
AG: Не совсем. Маурисио Руа, конечно, - легенда ММА и это было впечатляюще... Но опыт, полученный от боя с Тиаго Сильвой был еще более невероятным! Тиаго действительно выглядел опасным. Он сводил с ума. Он - убийца. Так что тот бой был настоящим испытанием.
J: Теперь давайте посмотрим в будущее. Каратэ - это боевое искусство, которое, по самой своей природе позволяет практикующим его заниматься на протяжении всей жизни. С другой стороны, ММА - довольно интенсивный вид спорта, который сильно сказывается на вашем теле. Каковы ваши планы на будущее?
AG: Прежде всего, я буду экономить деньги для будущих инвестиций. Чтобы я смог обеспечить свою семью. Но потом, вы знаете, я - один из тех парней, которые не могут просто так взять и уйти в отставку.
J: Станете тренером?
AG: Нет. Либо я - боец ММА, либо я не участвую в этом. Если бы я бросил ММА, я бы бросил смешанные единоборства полностью. Бесповоротно. Тренерская работа на самом деле - это не мое.
J: Так, последний вопрос... Это, наверное, самый сложный из сегодняшних вопросов. Да из всех возможных вопросов в вашей жизни. И я действительно хочу, чтобы вы хорошенько подумали перед тем, как ответить.
AG: Хорошо.
J: Вы готовы?
AG: Я готов!
J: Если бы вы оказались в клетке с Брюсом Ли, Чаком Норрисом, Стивеном Сигалом и господином Мияги - кто победил бы?
AG: Это был бы я.
J: А вот и не правильно! Чак Норрис победил бы!
Вы дали нам много хороших советов сегодня! Желаем удачи в ваших тренировках, в поглощении каши и в будущих боях!
AG: Спасибо, Джесси!
Рекомендуем