ИНСТИТУТ ТРАДИЦИОННОГО КАРАТЭ

- Сансей, скажите, чем же отличается Институт Традиционного Каратэ, скажем, от Российской Академии Каратэ Шотокан или, например, от Национального Института Каратэ, или от Всемирного Института Шотокан (WSI), который создал мастер Ширай? 

Перечисленные Вами организации имеют название схожее с названиями образовательных учреждений (академия, институт), но, насколько мне известно, образовательной деятельностью не занимаются. Они, также как спортивные федерации, периодически проводят соревнования - “чемпионаты” своих организаций, только со смещенными акцентами в своей деятельности (воспитательная, патриотическая, религиозная). Работа данных “институтов” (“академий”) направлена на абстрактных людей: детей, взрослых спортсменов (как начинающих, так и тех, кто уже давно работает в каратэ, ведет тренерскую деятельность) - но не дает им ни дополнительных знаний в сфере педагогики, психологии, анатомии, физиологии, методике преподавания, ни соответствующих документов, признаваемых в системе образования (диплом об окончании образовательного учреждения). Мы как раз и хотим закрыть этот пробел с подготовкой специалистов высшего и средне-специального образования по направлению “Преподавание традиционного каратэ” в полном согласии с законом об образовании в нашей стране. Под словами Институт Традиционного Каратэ, мы подразумеваем непосредственно процесс обучения. Это учебная программа, разработанная нашими специалистами и включенная в учебный план государственных учебных заведений педагогической направленности.

- Очень интересно! А о каком количестве институтов идет речь? И что это за учебные заведения? И что в целом дает такое сотрудничество? 

На данный момент учебная программа одобрена ко включению в двух учебных заведениях. Это Алтайская Государственная академия образования имени В.М.Шукшина и Педагогический Институт Иркутского Государственного Университета. Подписаны соответствующие договоры. Все это государственные институты. Учебные заведения, которые готовят педагогов для нашей страны. Студент, закончивший такой институт и наш дополнительный курс, получит два диплома. Диплом бакалавра педагогического института и второй - тренера-преподавателя традиционного каратэ с правом преподавания физической культуры.
В целом, наличие диплома федерального государственного учебного заведения даст возможность людям работать в государственной системе легально. Речь идет о школах, детских садах, институтах, всевозможных домах детского творчества и т.д. 
На данный момент люди работают как педагоги дополнительного образования, без уточнения, что речь конкретно о каратэ. По бумагам они преподают физическую культуру. А по факту - каратэ. Естественно, любая государственная проверка факт подобных нарушений выявит. Кто ж из руководства возьмет на себя такую ответственность? 

- Из чего состоит программа обучения этой специальности и кто ведет у студентов практику? Кто их обучает непосредственно каратэ? Неужели в самих институтах есть преподаватели нужной квалификации? 

Программа обучения рассчитана на 3,5 года. В нее включены такие предметы как: теория преподавания традиционного каратэ, история традиционного каратэ, общая и спортивная анатомия человека, педагогика и основы психологии, методика преподавания традиционного каратэ, основы судейства и т.д. Ну и конечно практика. Сами практические занятия ведут знакомые с тренировочной системой традиционного каратэ и аттестованные в системе международного ИТК инструктора, которые есть в тех регионах, где имеются договоренности с институтами. Технически практика устраивается следующим образом. В зависимости от численности занимающихся, это может быть как спортивный зал института, так и зал, в котором проводит занятия региональный представитель в удобное для него время. Общие курсы программы читаются специалистами государственного института. Специальные, касающиеся непосредственно традиционного каратэ - специалистами нашей федерации, имеющими диплом Международного Института Традиционного Каратэ. Организовывается это все в виде интенсивных лекций и семинаров. В согласованное с институтом время наши специалисты приезжают и читают лекции, проводят семинарские занятия и аттестации.

- И что, все это бесплатно? 

Нет. Дополнительное образование в принципе не может быть бесплатным. Но его можно сделать более доступным, например, используя средства государственных грантов, которые могут быть выделены на социально значимые проекты, такие как наш. Средства гранта могут снизить цену оказываемой услуги и покрыть некоторые статьи бюджета проекта, которые нельзя закрыть из “образовательных” денег. Я также хочу отметить, что все заработные платы, в том числе и нашим специалистам, рассчитываются по государственным сеткам, что в целом, делает стоимость образования конкурентным и привлекательным.
В общем, финансовая схема выглядит следующим образом. Средства, полученные от студентов, делятся на три части. Первая часть идет на оплату работы преподавателей Государственного института. Вторая часть идет непосредственно региональному представителю ИТК, который ведет практику у студентов. И третья часть идет на оплату работы выездного специалиста ИТК, возможно моей, возможно моих коллег, кто собственно и писал эту программу. 
В итоге, такая схема работы приведет к увеличению численности учеников в региональных клубах и, как следствие, увеличению дохода клубов. А в перспективе к увеличению численности тренерского состава данного регионального представительства. Выгода налицо. 

- Хорошо. В целом, картина для молодых людей, выбравших своей профессией преподавание физической культуры и традиционного каратэ, понятна. А что на счет действующих инструкторов? Ведь их должна интересовать в первую очередь возможность получения государственного диплома для того, чтобы легально преподавать каратэ? 

Самым удобным способом получения государственного диплома инструкторами нашей федерации, конечно же является система дистанционного обучения. Выглядит это как некий ресурс, сайт, на котором размещена вся необходимая информация. Грубо говоря, теоретическая часть общего курса. Итогом изучения теоретического материала будет инструкторский семинар, на котором подводится итог. К сожалению, подробней я не могу вам рассказать об этом направлении, так как невозможно создать курсы повышения квалификации без курсов получения квалификации. Поэтому все это только в перспективе.

 - Сансей, скажите, а как быть инструкторам других федераций? Могут они пройти курсы переподготовки и также получить государственный диплом? 

К сожалению, так сделать нельзя. Инструктор другой федерации, не ОФТКР, не может пройти эти курсы. И дело тут не в каких-то наших меркантильных интересах, а в ответственности. Мы не можем и не будем нести ответственность за качество работы инструкторов других федераций. Все инструктора нашей федерации, без исключения, это очень грамотные специалисты, неоднократно посетившие семинары организованные Международной Федерацией Традиционного Каратэ и аттестованные международным ИТК!

- Еще вопрос. Верно ли я понимаю, что Институт Традиционного Каратэ это не российский проект? 

В том качестве как мы его видим и развиваем - это чисто российский проект. Он полностью независим от Международного института традиционного каратэ. Сама идея создания института как координирующего международного образовательного органа была впервые высказана на конференции Международной Федерации Традиционного Каратэ в 2013 г. И мы тут же поняли ценность этой идеи и начали продвигаться в сторону ее реализации. Руководство Международного Института Традиционного Каратэ, всячески поддерживает наши шаги и готово к любому сотрудничеству в этой области, включая и дальнейшее послевузовское обучение (аспирантуру) специалистов традиционного каратэ на базе международного ИТК в Польше.

 



Мир каратэ

Мы в соцсетях: