Экипировка Budo-Nord

Все о каратэ 
и единоборствах


Особенности организации тренировочного процесса детей 5-6 лет

27 апреля 2017

0

дети каратэ для детей

Вниманию читателей предлагается авторский материал известной каратистки Александры Нечай (Кишкиной) - Мастера спорта России, Мастера спорта международного класса, Чемпионки мира по Вадо-кай и многократной призерки российских и международных соревнований. 

Сейчас Александра ведет успешную тренерскую деятельность, а в данном материале делится знаниями и опытом о том, как правильно организовать тренировку детей 5-6 лет.

каратэ для детей 5-6 лет

На сегодняшний день очевидно, что многие виды спорта существенно «помолодели». И каратэ-до в ключе данной тенденции не является исключением: если 15 лет назад 8-летних каратистов можно было встретить далеко не в каждой секции, то сегодня на татами можно увидеть и шестилетнего бойца. Процесс это предсказуемый, ожидаемый и имеющий вполне закономерные объективные причины. В первую очередь, это приобретающее все более массовый характер стремление к здоровому образу жизни. Кроме того, чрезвычайно высокий уровень детской заболеваемости и поголовная компьютеризация подрастающего поколения заставляет родителей задуматься об укреплении физического здоровья своих чад, что само по себе невозможно без адекватной физической нагрузки. Также в геометрической прогрессии растет количество малышей с синдромом гиперактивности. Немало родителей готовы отдать в спортивную секцию уже трехлетнего малыша. Все эти обстоятельства обусловили приток в спортивные секции деток дошкольного возраста.

На мой взгляд, это положительная тенденция: тренер получает возможность более широкого выбора талантливых ребят, да и задача воспитания здорового поколения становится более реальной. Вместе с этим, перед тренером, работающим с дошкольниками, встает архисложная задача: научиться работе с маленькими детьми, суметь привить им любовь к спорту и труду над собой, суметь поддержать ее в течение многих лет и вырастить из «желторотиков» взрослых спортсменов.

У многих тренеров возникают сложности в работе с малышами. Основными из них являются непослушание и, как следствие, низкий уровень овладения навыками боевого искусства. Обычно, на начальном тренировочном этапе такая возрастная группа напоминает собой наглядную модель броуновского движения. Выполнение простого упражнения всей группой одновременно порой кажется невозможным, не считая бесконечно болящих голов, животов, и просто плохого настроения, потому что «у меня ничего не получится» или «я вчера в садике разбил тарелку, и воспитатель отругала». Зачастую, отлаженная система работы с более взрослыми воспитанниками здесь практически не работает. Таким образом, возникает насущная необходимость коррекции, казалось бы, уже налаженной системы тренировок, разработка новых ее форм и методов, адаптированных к работе с дошкольниками. В первые же недели работы с детками 5-6 лет становится очевидным, что это другая, инопланетная цивилизация, и чтобы иметь возможность ее тренировать необходимо научиться ее понимать.

Дети 5-6 лет и каратэ
В основе физического воспитания лежит главный принцип: физическая нагрузка должна приносить радость. И особенно это важно в нежном детском возрасте. Поэтому ее характер и объем должны соответствовать возрастным психологическим и физиологическим особенностям деток, а также особенностям современного воспитания.

Почему, собственно говоря, речь идет именно о пяти-шести летних ребятах, а как же дети более младшего возраста?

Набирать деток младше 5 лет (особенно в "смешанные" разновозрастные группы) по большому счету не имеет смысла. Достаточная физическая нагрузка для трех-четырехлеток имеет простой незамысловатый характер. Младшие дошкольники как физически, так и психологически не готовы к специальной деятельности. В этом возрасте детки только начинают воспринимать себя как отдельного человека, а не как конструкцию «я и мама», учатся осознавать свои и чужие границы, общаться со сверстниками и взрослыми, понимать свои эмоции и эмоции других людей. В этом возрасте часто возникает реакция отрицания всего и вся. При этом негативная реакция следует не на действие как таковое, а на сам факт требования или просьбы взрослого. Физические способности тоже пока не велики: многие детки только учатся прыгать, играть с мячом, стоять на одной ноге, не различают право и лево, не могут сосредоточить внимание на выполняемом деле более 5 минут. Для правильного физического развития в этом возрасте достаточно домашнего физкультурного уголка и веселого активного времяпрепровождения.

Ребятишки же пяти-шестилетнего возраста вполне адекватно способны усваивать не только упражнения общей физической подготовки, но также и успешно обучаться специальной технике каратэ. Именно поэтому стоит рассматривать 5-6 лет как первую возрастную ступень для начала обучения каратэ.

детское каратэ

В первую очередь тренер, начиная работу с маленькими детьми, должен запастись огромным терпением, быть готовым ко множеству неожиданностей и к постоянному контакту с родителями.

Но будем разбираться во всем по порядку...

Спортивный отбор

Каратэ-до относится к тем счастливым видам спорта, для которых практически не существует каких бы то ни было особенных критериев отбора. Однако, принимая в секцию юных воспитанников, следует обратить внимание на некоторые моменты.

Первое, что должен сделать тренер, это отправить новоиспеченных учеников в поликлинику за справкой о состоянии здоровья. Не стоит недооценивать значение этой, казалось бы, прозаичной формальности. Как показывает мой опыт, некоторые родители даже не догадываются о наличии у собственных детей патологий в первую очередь сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем. Некоторые из них оказываются прямыми противопоказаниями к занятиям единоборствами, некоторые не являются противопоказанием, но требуют коррекции, а также индивидуального дозирования тренировочной нагрузки. Думаю, очевидным является дальнейший систематический контроль состояния здоровья воспитанников. Спортивная медицина рекомендует проходить диспансеризацию 2 раза в год.

В процессе занятий могут выявиться индивидуальные особенности детей, не являющиеся медицинским противопоказанием, но требующие особого внимания: синдром гиперактивности, задержки физического и психического развития и т.д. В этом случае особенно важно тесное общение с родителями малыша. Зачастую, родители деток с особенностями не готовы признать это перед тренером. Однако тут необходимо принятие совместного решения. Большинство родителей гиперактивных деток приводят их в спортивную секцию, чтобы чадо наконец «выбегалось». Однако, при некоторых видах гиперакативности занятия в секции каратэ усугубляют и без того непростое состояние ребенка. Обычно, такие ребятки не в состоянии более 3-5 минут заниматься упорядоченной деятельностью, а устав выполнять упражнения начинают активно отвлекать остальных участников группы. При этом любые попытки тренера прекратить хаотичное поведение ребенка приводит к его усилению и вспышкам агрессии. Такая особенность психики малыша требует индивидуальной специальной коррекционной работы, одним из важнейших условий которой является строжайшее соблюдение режима дня и специфическое дозирование физической и умственной нагрузки. Тренер не имеет возможности обеспечить такую коррекционную работу в условиях групповой тренировки.

каратэ для гиперактивных детей

Что касается задержек психического развития, если поведение ребенка не представляет угрозы для его собственной жизни и жизни других воспитанников, он может заниматься в секции каратэ, но главнейшей задачей в этом случае будет скорее социализация, чем достижение высоких спортивных результатов.

Физическое развитие

5-6 лет – возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка. Дети начинают осознавать широту собственных физических возможностей, стремятся к развитию ловкости, гибкости, быстроты, силы, выносливости, хорошо переносят нагрузку, быстро восстанавливаются. В этом возрасте существенно улучшается координация движений, дети способны быстро усваивать суть и особенности разучиваемых упражнений и самостоятельно воспроизводить идеальный образ движения. К 6 годам дети способны осваивать достаточно сложные специализированные движения: технику кихон и ката, основы элементов кумитэ. 

Итак, определим основные принципы тренировочного процесса детей 5-6 лет с учетом особенностей физического развития:

  1. Главнейший принцип: нагрузки средней величины дают больший прирост тренированности. Для детей нагрузка не должна быть связана с большим и очень большим напряжением;
  2. Основная задача физической подготовки детей в возрасте 5-6 лет: максимально расширить набор освоенных простых и подготовить к освое­нию новых технически сложных упражнений. Исходя из этого, полезно использовать дробление сложных технических движений на простые подводящие упражнения (например, подготовку к правильному передвижению в стойке дзенкуцу-дачи можно превратить в комплекс подводящих упражнений: а) выпады вперед, б) упражнение «лыжник» (имитируем ходьбу на лыжах, но при этом расстояние между ногами равно ширине плеч), в) ходьба с полусогнутыми коленями, г) прыжки вперед со сменой ног по заранее разложенным маркерам (маркеры раскладываются зигзагообразно) и т.д.;
  3. Преодоление предельных или близких к ним по величине сопротивлений противопоказано (например, поднятие больших тяжестей или выполнение упражнений с отягощением);
  4. При выборе последовательности выполнения упражнений предпочтительней после разминки выполнять упражнения скоростной направленности и «скучные» упражнения, требующие концентрации внимания, а упражнения силовой направленности перенести на вторую половину тренировки. Тренировка не должна носить исключительно узконаправленный характер. В этом возрасте следует разносторонне развивать моторику, что необходимо для дальнейшего гармоничного физического развития маленького спортсмена;
  5. Бег трусцой на разминке не должен превышать 5-7 минут;
  6. Выполнение основных упражнений необходимо перемежать паузами отдыха. Здесь хорошо подходят и простые дыхательные упражнения, и пальчиковые игры на ловкость;
  7. В план тренировки необходимо включать игровые элементы: эстафеты, различные спортивные игры. Обязательно дайте поиграть и в конце тренировки;
  8. Тренировка на силу и выносливость в этом возрасте должна иметь разнонаправленный, разнообразный характер. Не нужно ограничиваться, например, только бегом для развития выносливости;
  9. Обязательно проводим контроль за функциональным состоянием маленьких спортсменов. Самый простой, а главное доступный способ - контроль частоты сердечных сокращений (ЧСС), или, проще говоря измерение пульса. Т.к. дети не могут сами корректно посчитать собственный пульс, на каждой тренировке выбираем 2-3 ребят, у которых будем производить измерение пульса 2-3 раза в течение тренировки. Измерение проводится в течение 10 секунд сразу после нагрузки и спустя 2-3 минуты после нагрузки. Сравниваем количество ударов со шкалой зон мощности по ЧСС (I зона: 20-24 уд/10 сек, II зона: 25-26 уд/10 сек, III зона: 27-28 уд/10 сек, IV зона: 29 и выше уд/10 сек). I и II зоны соответствуют оптимальной комфортной нагрузке для сердца. Для III зоны характерно максимальное развитие дыхательной системы, повышается уровень максимального потребления кислорода легкими.  Достижение IV зоны - негативный показатель, свидетельствующий о завышенной нагрузке для данного воспитанника. При замере пульса спустя 2-3 минуты после нагрузки в идеале ЧСС должна сократиться до уровня I зоны. Это свидетельствует о нормальном процессе восстановления.

дети в каратэ нагрузки

Оцениваем ЧСС сразу после нагрузки: если она систематически попадает в IV зону, значит необходимо снизить нагрузку для отдельных ребят или для группы в целом; попадание во II и III зоны является нормой и свидетельствует о эффективном развитии тренированности; ЧСС, соответствующие I зоне характерно для сердечно-сосудистой системы с высокой выносливостью; ЧСС, ниже 20 уд/10 сек – повод насторожиться. Это может быть свидетельством нарушения сердечного ритма и развития брадикардии. Такого воспитанника необходимо отправить на дополнительное обследование к кардиологу.

Многие тренеры наверняка сталкивались с головными болями, возникающими у детей в процессе тренировки. Основной причиной такого явления является углеводная недостаточность. Нередко сопутствующие ей явления – темные круги под глазами и бледный носогубный треугольник. Чаще всего она возникает, когда ребенок пришел на тренировку голодный. В этом случае нужно угостить страдальца конфетой или кусочком шоколада и дать возможность отдохнуть пока голова не перестанет болеть. Совет родителям: обеспечить легкий углеводный перекус (хлебцы, бутерброды) минимум за 40 минут до тренировки. Безусловно, о каждом приступе головной боли сообщаем родителям.

Также индикатором физического состояния является дыхание: дыхание через рот при выполнении упражнений свидетельствует о превышении мощности нагрузки.

Учет физических особенностей развития безусловно является важным моментом, однако, корректно построить тренировочный процесс не представляется возможным без понимания психологических особенностей 5-6 летних ребят.

психология детей в каратэ
Психологические особенности

Дети в этом возрасте обладают хорошей обучаемостью. Это является следствием улучшения устойчивости памяти и внимания. Последнее становится более произвольным, т.е. ребенок может его активизировать, направлять и удерживать усилием собственной воли. Дети 5-6 лет способны действовать по заданию взрослого, готовы принимать простую систему правил, а также могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут. Они чрезвычайно любознательны, задают множество вопросов, и пытаются сами найти на них ответы, рассуждать, строить умозаключения, стремятся во всем проявлять самостоятельность, могут предвидеть приближенные и отдаленные последствия собственных поступков. Очень велико желание показать себя миру, а заодно попробовать его на прочность и выяснить «как это все вокруг работает». В этом возрасте начинают формироваться механизмы саморегуляции, осознания детьми общих правил поведения и обязательности их выполнения. Однако, следует понимать, что в этом возрасте процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения и ребенок еще не в полной мере овладел средствами самоконтроля. Поэтому ребята достаточно легко отвлекаются - стоит тренеру, к примеру, на несколько секунд выйти из зала или углубиться в работу с одним из учеников. Устав действовать по заданию, начинают болтать или заниматься тем, чем им хочется в данный момент. Ребятам все еще трудно сосредоточить внимание на том, что им кажется неинтересным.

Важнейшие особенности психики детей 5-6 лет, которые тренер должен учитывать и в соответствии с которыми строить тренировочный и воспитательный процесс, следующие:

  • Основным способом познания и ведущей деятельностью в этом возрасте является сюжетно-ролевая игра. При этом, происходит постепенный переход к играм по правилам;
  • Ведущей потребностью является потребность в общении и творческой деятельности;
  • Отсутствие абстрактного мышления. В этом возрасте активно начинает формироваться наглядно-образное мышление (оно предполагает зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов без выполнения реальных практических действий с ними). Однако, многие детки продолжают прибегать к наглядно-действенному мышлению (решение задач через практическую деятельность, необходимость наглядного примера), когда им сложно понять поставленную перед ними задачу.

каратэ детская психология

Далее выделим принципы тренировочного процесса с учетом психологического развития детей 5-6 лет:

  1. Физическая нагрузка должна быть в радость. Это очень важный момент, т.к. маленькие дети не в состоянии понять, зачем они должны заниматься чем-то, превозмогая себя. Не ограничивайте себя в творчестве, постарайтесь разнообразить тренировку веселыми упражнениями. Рутинным упражнениям, таким как изучение специальной техники каратэ (то есть упражнениям, требующим высокой концентрации внимания и дисциплины) посвятите 20-25 минут;
  2. Т.к. в этом возрасте игра – ведущая деятельность, то весьма эффективным приемом является обыгрывание упражнений. Например, при закачке пресса поднятием ног лежа на полу, я предлагаю ребятам представить себя ниндзя, главное достоинство которых - бесшумность и внезапность нападения. И потому они, как настоящие ниндзя, должны бесшумно опускать ноги на пол, иначе нас могут заметить. Опустив ноги на пол, мы на несколько секунд превращаемся в лепешку и расслабляем животики. А потом непременно снова становимся ниндзя. Звучит как безумие, но работает!
  3. Т.к. ведущей потребностью является стремление к творческой деятельности, очень здорово совместно с ребятами придумывать игры, используемые в процессе тренировки. В этом случае они не только чувствуют свою сопричастность, но и ревностно контролируют друг друга в вопросе соблюдения правил;
  4. В этом возрасте похвалы не бывает много. Хвалите своих воспитанников за каждое правильно выполненное упражнение. Для них ваше одобрение – толчок к дальнейшему прогрессу. Для маленьких воспитанников важен прогресс ради прогресса, они пока только учатся прогнозировать великие цели и бороться с трудностями на пути к их достижению;
  5. В конце тренировки полезно дать оценку деятельности каждого воспитанника. При этом, стоит побуждать ребят к самооценке: «Как думаешь, почему ты сегодня получил четверку с большим минусом?»;
  6. Никогда не обещайте того, что вы не сделаете и всегда выполняйте то, что обещали. Тренер, безусловно, является авторитетом для воспитанников и ему приходится заслуживать уважение и укреплять его каждый день. Спекуляция действиями, которые вы не выполните (например, обещание выгнать с тренировки за плохое поведение) обесценивает значение тренерского слова. Невыполнение обещаний ведет к тому же результату;
  7. Отсутствие абстрактного мышления у ребят данного возраста рождает одну очень важную особенность: для понимания того, что тренер хочет от воспитанника, последнему нужен наглядный пример. Давая команду для выполнения какого-либо удара обязательно показывайте его. Некоторые ребята могут не выполнять упражнение не из вредности, а потому, что не понимают, чего от них хотят. В таком случае необходимо сделать движение вместе с ребенком, а иногда и управляя его ногами и руками;
  8. Ведущей потребностью является потребность в общении. Вот отсюда и растут ноги болтливости детей данного возраста. Есть отдельные товарищи, которых можно назвать просто патологическими болтунами. Однако, если девочкам генетически присуща многозадачность, и они могут делать сразу два дела, то мальчики могут или сосредоточенно упражняться, или не менее сосредоточено болтать. Тут необходимо набраться терпения. Если группа начинает больше походить на улей, меняем род деятельности или переходим к 3-5 минутному отдыху. Т.к. зачастую отдых понимается малышами как возможность «постоять на ушах» рассказывайте ребятам в это время истории и легенды, приобщая их к культуре и мировоззрению страны-родоначальницы единоборства (в нашем случае Японии), показывайте видео выступлений великих мастеров;
  9. У ребят в возрасте 5-6 лет настолько велико желание блеснуть своими способностями, что порой они не в состоянии сдержать себя, при этом необходимым условием является наличие свидетеля их самовыражения. Так что ситуация, когда вся группа галдит: «Посмотрите, а я правильно делаю?» - это нормально. Оцените действия воспитанников, просящих вашего внимания. Часто ребята хотят показать то, чему их научили вне секции. Отведите несколько минут в конце тренировки для демонстрации их личных достижений. Это позволит избежать хаоса во время тренировки и удовлетворит жажду самовыражения ваших учеников. Кроме того, не стоит забывать, что в процессе завоевания вашего внимания ребята могут демонстрировать плохое поведение. Зачастую это бывает, когда ребенок привык подобным образом добывать внимание к себе. Дети этого возраста считают, что «негативное» внимание лучше никакого;
  10. Особенностью психики в данном возрасте является ее неустойчивость. Например, шестилетний парень может зарыдать, соскучившись по маме и т.д., и т.п. Наберитесь терпения и разберитесь в ситуации. Любому нетипичному поведению есть своя, порой совершенно неожиданная, причина. Многие из подобных ситуаций легко разрешимы, однако, нередко ребенок не торопится идти на контакт. Тут необходимо проявить верх деликатности. Главное, действовать спокойно, без нажима и дать понять, что вы не в чем не обвиняете ребенка. Иногда необходимо поговорить с родителями. Пример из практики: мальчик, пришедший заниматься в середине учебного года, в течение месяца большую часть тренировки отсиживался в углу без объяснения причин, иногда стеная, что у него ничего не получится. При этом, по заверению мамы на тренировку шел всегда с готовностью. В результате выяснилось, что это была реакция на новый коллектив и успехи товарищей по команде. Спустя месяц ребенка было не узнать. Из хнычущего кусочка горя он практически в одночасье превратился в жизнерадостного дисциплинированного успешно тренирующегося человека.

как организовать тренировку для детей 5 6 лет

Работа с маленькими детьми требует безграничного терпения, творческого подхода и постоянной работы над собой. Каждому из нас хочется учить ребят технике каратэ, передавать свое мастерство, однако при этом необходимо проявить выдержку и немало времени посвятить воспитанию дисциплины и психологической адаптации ребят. Прежде всего, привить им любовь к спорту, научить их трудиться и добиваться результата, проявлять взаимовыручку, быть отзывчивыми к товарищам по команде, радоваться победам и переживать неудачи. Быть для них и мамой, и папой, и бабушкой, как говорил небезызвестный герой мультфильма Зинзиля. Безусловно, вырастить из малыша спортсмена и человека с большой буквы это нелегкий, кропотливый труд, но не в этом ли и заключается настоящее тренерское счастье? 

Уважаемые коллеги, желаю всем удачи и буду рада если эта статья окажется для вас полезной!

Александра Нечай (Кишкина)
тренер каратэ-клуба "Колизей", г. Волгоград 

Мир каратэ

Мы в соцсетях: