Ясуширо Кониши: неизвестная история настоящего героя каратэ

Всегда ли успех означает славу? Если ваш ответ «да», то как получилось, что вы никогда не слышали о Дональде Брэдмане? Наверное, потому, что сэр Дональд Брэдман (1908-2001) был австралийским игроком в крикет (крикет – чисто английская игра с мячом и битой, на первый взгляд напоминающая бейсбол).

И, хотя крикет не самый известный вид спорта, можно уверенно сказать, что Дональд Брэдман – настоящая легенда в мире крикета – был действительно лучшим из всех когда-либо живших спортсменов.

Да, лучшим спортсменом из всех, когда-либо живших, причем  во всех видах спорта (и при этом большинство людей никогда не слышали о нем).

Согласно статистике, сэр Дональд Брэдман (или как его иногда называли «Дон») был лучшим в том, что он делал. Он был намного более успешным в крикете чем, например, Майкл Джордан в баскетболе, Вэйн Грецки в хоккее или Джэк Никлаус в гольфе. Очень трудно делать что-то настолько же хорошо, насколько Дональд Брэдман был хорош в крикете. На самом деле, это практически невозможно.


Дональд Брэдман

Средний уровень Брэдмана (он равен 99,94) был статистически лучшим достижением во всех основных видах спорта. Это на 4.4 стандартных отклонения выше среднего уровня других игроков в крикет. Великий Пеле второй в этом списке (на 3,7 стандартных отклонения выше среднего числа голов, забитых за игру). Посмотреть на Дональда в деле вы можете в этих видео: раз и два

Другими словами, статистически Дональд «Дон» Брэдман – лучший атлет во всех видах спорта. В 1932 году журналист Джон Киеран написал в «Нью-Йорк Таймс»:

«Подтверждено, что Дональд Брэдман делает так много пробежек, что скореры больше не вникают в детали, предпочитая просто звонить в колокол каждый раз, когда он проходит сотню. Он просто продолжает бить и бегать, пока кто-нибудь здравомыслящий на трибунах не предложит прерваться на чашку чая».

И, что характерно, Дон превосходил своих коллег не потому, что он был выше, сильнее или крупнее (как множество известных атлетов в наши дни, особенно в единоборствах), а из-за своего удивительного мастерства. Очевидно, что даже Уолт Дисней назвал своего Дональд Дака в его честь.

То, о чем я сегодня в действительности хотел поговорить, не имеет отношения ни к крикету, ни к спорту, ни к статистике. Я хотел сегодня поговорить о каратэ.

Я просто использовал крикет и показательный пример с Доном Брэдманом, чтобы показать, что, даже будучи статистически лучшим атлетом из всех когда-либо живших, вы не обязательно будете так же знамениты как, например, «менее талантливые» Лэнс Армстронг, Майк Тайсон, Тайгер Вудс и т.д. Потому, что успех не всегда означает известность. Это, конечно, справедливо и для каратэ тоже.

Вопрос: вы когда-нибудь слышали о Кониши Ясуширо?

Кониши Ясуширо (1893-1983), возможно, наиболее успешный первопроходец каратэ в Японии и до сих пор считается одной из наиболее значительных личностей в современной истории каратэ.



Справедливо будет сказать следующее: Кониши был одной из движущих сил, заставивших Японию признать каратэ из провинциальной Окинавы новым видом боевых искусств. Он был одним из главных покровителей таких легенд каратэ, как Мабуи Кенва (основатель Шито-рю), Мияги Чошун (основатель Годжу-рю), Фунакоши Гишин (основатель Шотокан), Мотобу Чоки (печально известный эксперт по уличным дракам и основатель Мотобу-рю), Оцука Хирокори (основатель Вадо-рю) и Таира Шинкен (дедушка Рюку Кобудо). Он приглашал этих мастеров в свой дом, организовывал встречи, тренировочные лагеря, оплачивал дорожные расходы, еду и прочее.

Кониши Ясуширо – один из наименее известных и при этом наиболее влиятельных мастеров каратэ всех времен – был  истинным фанатом каратэ на протяжении всей своей жизни.


Мастера Конини, Мияги, Саито и Фунакоши

За это он заплатил высокую цену. Как однажды сын Кониши (Такеширо) рассказал мне в приватной беседе, Кониши подвергался жестокой критике со стороны завистливых учеников многих мастеров, которым он помогал. Иногда его называли за глаза «гейшей». Чтобы узнать как можно больше о загадочном Окинава Каратэ, он постоянно ездил к разным мастерам этого вновь открытого в Японии боевого искусства.

На самом деле Кониши не был изначально каратистом. Рожденный в 1893 году в Такамацу (Кагава), Кониши в возрасте шести лет начал изучать Мусо-рю джиу-джитсу, в 13 лет занимался кендо (японское искусство фехтования на бамбуковых мечах), а позднее – Такеночи-рю джиу-джитсу (стиль, известный за свои сильные «атеми-ваза» – удары руками и ногами). То есть его подготовка на тот момент представляла собой строгий самурайский стиль, предполагавший умение вести бой с оружием или без. 

В 1915 Кониши поступил в университет Кейо, один из самых знаменитых университетов Токио. Там он стал капитаном университетской команды кендо и из-за своей страсти к кендо и джиу-джитсу остался тренером клуба даже после выпуска. Несмотря на то, что продолжительность обучения составляла четыре года, Кониши оставался в университете Кейо целых восемь лет(!).

Пока ничего необычного. Но каратэ постучалось в его двери в буквальном смысле этого слова. В сентябре 1924 тренировочный зал кендо университета Кейо посетили Оцука Хиронори и Фунакоши Гичин. Зайдя туда после окончания тренировки, они показали сенсею Кониши рекомендательное письмо от профессора Садаширо Касуя. Фунакоши (не имевший тогда еще той известности, которую он получит позднее) спросил Кониши, не могли бы они воспользоваться тренировочным залом для преподавания чего-то, что они называли Рюкю Кемпо Тоуди-джитсу (старое официальное название Окинава Каратэ).

Разумеется, фанатично увлеченный боевыми искусствами сенсей Кониши был заинтригован.

Есть одно обстоятельство, о котором вам следует знать. В этот период было неслыханным, когда одна школа боевых искусств позволяла учителю из другой школы преподавать в своем додзе. Такая просьба могла рассматриваться как «вызов» додзе. Сенсей Кониши был здесь в каком-то смысле провидцем, считая совместные тренировки полезными. В тот момент он вспомнил ката, когда-то в их студенческие времена показанную его другом Арагаки из Окинавы. Возможно, чувствуя прекрасную возможность узнать об этом боевом искусстве побольше, он быстро согласился на просьбу сенсея Фунакоши.

 
Тренировка Кониши / Мастера Кониши и Мотобу

Дальше события развивались быстро. Помогая Фунакоши создать первый университетский клуб каратэ в Японии, Кониши Ясуширо познакомился с множеством других мастеров каратэ из Окинавы, посещавших Японию, чтобы распространять свое любимое искусство.

Кониши был рад помогать им, жадно стараясь узнать в процессе как можно больше о каратэ. В своем увлечении, помогая популяризировать каратэ, Кониши тратил огромное количество времени и денег. К счастью для него, его жена искренне поддерживала его интерес, а его бизнес помогал покрыть дополнительные издержки. Например, он позволил учителю Мабуни жить в своем доме почти год, организовал «Общество Поддержки Чоки Мотобу» для мастера Мотобу, которого Кониши считал выдающимся экспертом, и, самое примечательное, добился официального признания каратэ в 1935 в качестве боевого искусства руководящим органом боевых искусств (the Dai Nippon Butoku-Kai) «Общество Воинской Добродетели Великой Японии». Да, он не собирался позволить этому замечательному боевому искусству остаться на задворках.

Интересно, что самая первая лицензия на преподавание каратэ давала статус «киоши», собственно, учителю Кониши. Это обстоятельство, которое привело в ярость учеников большого количества мастеров Окинавы/Японии, у которых Кониши так долго учился.

Впрочем, большинство этих мастеров были, конечно, глубоко благодарны Кониши за поддержку. Например, Мияги Чошун подарил Кониши оригинальный манускрипт («Очерк о каратэ-До», 23 марта 1934 г.), который до сих пор остается одним из наиболее почитаемых текстов об истории каратэ, его целях и истинных ценностях.

Теперь, когда каратэ распространялось вширь и вглубь Японии (в основном благодаря неутомимости сенсея), Кониши наконец-то решил собрать воедино знания своих великих учителей и основать свой собственный стиль, который он назвал Шиндо Джинен-рю  (буквально: «божественный, природный стиль, совершенный путь пустой руки»).

Не подумайте, что Кониши не страдал излишней скромностью.

Прежде всего, это что-то вроде традиции во многих японских боевых искусствах называть свой стиль «божественным», «священным» или «совершенным». Множество традиционных японских школ будо имеют в своих названиях эти определения, так что ничего особенного в этом нет.

Во-вторых, сенсей Кониши верил, что, следуя нравственно правильному пути, ты следуешь «божественному» пути. Другими словами, изучая каратэ «естественным путем», тренируя тело и расширяя свои знания и опыт, ты создаешь прочное основание для нравственно правильной, прекрасной жизни

Таким образом, стиль Кониши по рекомендации основателя айкидо (Морихеи Уешиба, совместно с которым Кониши создал ката «Сейрю») стал называться Шиндо Джинен Рю Каратэ-джитсу.




Как и Дональд Брэдман (игрок в крикет), сенсей Кониши Ясуширо был одной из наиболее успешных личностей в своем роде деятельности. Не будет преувеличением сказать, что каратэ не было бы тем, чем оно является сегодня, если бы не сенсей Кониши и его глубокая страсть к этому боевому искусству (плюс разные мелкие политические интриги, разумеется).

Тем не менее, он не стал таким известным, как те мастера, которым он помог подняться на вершину! Почему?

Если я правильно помню, когда я встретил сына Кониши (для записи: я встречался с ним только один раз, и, хотя его речь была медленной из-за разбухшего от рака лица, его разум оставался ясным), он рассказал мне, что было две основных причины, из-за которых стиль каратэ его отца не стал таким популярным, как другие четыре основных стиля японского каратэ (Шито, Вадо, Годжу и Шотокан). 

1. Учитель Кониши не любил соревнования (что сделало его менее привлекательным для молодых людей по сравнению с другими стилями).

2. Учитель Кониши не написал книгу (потому, что он хотел держать под персональным контролем, кто кого чему учит).

 


Ясуширо Кониши послал это учебное видео Валли Слаговский, который является "отцом" Австралийского каратэ. Начало 60-х годов ХХ века.


В то же время многие другие стили/мастера каратэ открыто поощряли состязания (Мабуи и Тайра даже разработали первое защитное снаряжение для каратэ) и написали по нему популярные книги и технические руководства. Впрочем, как мы знаем, успех не определяется славой.

Глубоко впечатленный в конце своей жизни тем, насколько широко каратэ было признано публикой, Кониши не задумывался о том, что он персонально мог приобрести большую славу. На своей традиционной японской beiju (празднование, посвященное его 88-летию) в одной из своих последних речей Коиши сказал:

«Жизнь коротка, но, прилагая усилия, не ожидая многого, любой может сделать в ней хотя бы одну замечательную вещь. [...] Добиться успеха – лучший вариант, но, даже если ты не достиг желаемого, – ты, по крайней мере, пытался, и это будет засчитано, это придаст смысл твоей жизни».

  
Сэнсэй Кониши продолжал преподавать до последних лет жизни

В 1983 Кониши Ясуширо умер, оставив заботу о будущих делах своему сыну Такеширо (который позже поменял свое имя на Ясуширо в память об отце). Сенсей Кониши твердо верил, что, в конце концов, нет большой разницы между разными боевыми искусствами: дзюдо ли это, кендо, джиу-джитсу или каратэ. В своей основе они все представляют собой одно и то же. 

«У каждого из нас есть две руки, две ноги и голова.

Просто есть много способов сгибать их».

В заключение, думаю, сложная (и одновременно приземленная) философия каратэ, возможно, лучше всего выражена в этом стихотворении, которое Кониши однажды написал в традиционном японском стиле:

«Каратэ не для того, чтобы ударить кого-то,

Но и не для того, чтобы быть побежденным –

Лишь для защиты».


Источник: karatebyjesse.com



Мир каратэ

Мы в соцсетях: