Игорь Горбунов: «Уэчи-рю каратэ для меня часть жизни»

15 августа 2016

0

Уэчи рю Уэти Рю

Предлагаем вниманию наших читателей интервью с основателем и президентом Межрегиональной общественной организации «Федерация каратэ-до Уэчи-рю», обладателем черного пояса 6 дана традиционного окинавского Уэчи-рю каратэ Игорем Валерьевичем Горбуновым. 

Игорь Валерьевич – кавалер государственных и общественных наград, обладатель почетных званий «Ветеран боевых действий», «Ветеран труда», «Мастер боевых искусств России». Он является обладателем звания «Сихан» (Рэнси), личным учеником Шимабукуро Юкионбу (Хаси, 9-й дан Уэчи-рю) – официального представителя патриарха стиля в Европе. Подробнее о своем пути в боевых искусствах и особенностях стиля Уэчи-рю Игорь Горбунов рассказал в ходе нашего интервью.

Игорь Горбунов Уэчи-рю каратэ

«Цель в спорте – стать лучшим, а цель в боевых искусствах – становиться лучше»

Karate.ru: Игорь Валерьевич, как вы приобщились к занятиям боевыми искусствами?

Игорь Горбунов: В возрасте 13 лет я начал тренироваться в клубе «Люблинский самбист» под руководством тренера по дзюдо и каратэ Бориса Еремина. Достаточно успешно боролся на соревнованиях различного уровня. Одновременно я ходил на тренировки к Алексею Кочетову, который преподавал не только спортивный, но и боевой раздел самбо. Именно тогда я начал понимать, что цель в спорте – стать лучшим, а цель в боевых искусствах – становиться лучше! 

После поступления в ВУЗ в 1980 году, я начал тренироваться у мастеров «Центральной школы каратэ» учеников Алексея Борисовича Штурмина и Тадеуша Рафаиловича Касьянова: Глеба Музрукова (Президент Федерации ушу России), Юрия Ступенькова (основатель Российской профессиональной лиги «КИТЭК»), Владимира Сергеева (основатель Клуба Боевого Самбо «Симъ Победиши») и Романа Степина (основатель Ассоциации клубов каратэ «Будо»). Благодаря их наставничеству, я начал познавать всю красоту, глубину и эффективность боевых искусств. Низкий им всем поклон и моя глубочайшая благодарность!

Karate.ru: А как вы познакомились с Уэчи-рю каратэ и почему решили остановить свой выбор на изучении именно этого стиля?

Игорь Горбунов: В книге Долина и Попова «Кэмпо – традиция воинских искусств» я прочитал: «… окинавский мастер Уэчи отправился в Южный Китай, где отряды боксеров-ихэтуаней в то время успешно сопротивлялись натиску объединенных сил империалистических держав. Изучив наиболее эффективные стили китайского кэмпо, Уэчи вернулся на родину и открыл школу каратэ…». 

Зная о перипетиях развития Цюань-фа (Ушу) в Китае, а Каратэ в Японии, мне захотелось найти стиль, сохранивший как древнюю мудрость эзотерических знаний, так и прикладную эффективность мастеров боевых искусств прошлого. Если можно так выразиться, я стремился найти нечто законсервированное, чтобы попробовать на вкус то, что применялось в рукопашных схватках, а не создавалось для соревнований и кинотрюков. 

Окончив в 1992 году Академию, в силу служебных обязанностей я много ездил по различным странам. Волею судеб, в одной из них в 1995 году, когда мне исполнилось 33 года, меня познакомили с Сэнсэем Уэсато Генпеем. Его версия Уэчи-рю Каратэ-до несколько отличалась от традиции Патриархов стиля, которую я изучаю и преподаю сейчас. 

Необходимо отметить, что и сегодня Уэчи-рю не едино и не кодифицировано! Существуют не только разные версии исполнения одних и тех же Ката, но и даже отдельных технических элементов.

Игорь Горбунов каратэ Уэчи-рю

Karate.ru: Расскажите, пожалуйста, об особенностях Уэчи-рю каратэ.

Игорь Горбунов: Этот стиль зародился в конце XIX века в Китае в период войн и «Боксерского восстания» на основе нескольких стилей Цюаньфа. В то время реальное умение постоять за себя было жизненно необходимым. 

В Японии же Уэчи-рю сформировался как стиль отрядов самообороны окинавской диаспоры от рэкета якудза в городе Вакаяма. 

Изучение Уэчи-рю направлено на приобретение навыка максимально быстрой нейтрализации противника с минимальными затратами энергии! Для этого преимущественно используются техники открытой ладони, удары пальцами рук и ног, суставами пальцев рук – чем достигается уменьшение ударной поверхности и увеличение пробивной силы. Активно используются удары локтями и коленями. 

Удары наносятся по глазам, по вискам, под нос, в подъязычную кость, в основание черепа, в мечевидный отросток, в край ребер, в пах, по суставам, в свод стопы, по магистральным кровеносным сосудам и нервным пучкам… 

Уэчи-рю Каратэ-до основывается на принципе «Полу-жесткости – Полу-мягкости»(Ханконан). Естественная реакция на изменение ситуации, свободное и бессознательное применение «твердых» и «мягких» методов движения, техники и сознания, раскрываемых в концепции «единства трех элементов: СОЗНАНИЯ, ТЕХНИКИ, и ТЕЛА» (Син-Ги-Тай), называется «своевременностью применения жесткости и мягкости» (Конан Дзизай). 

Именно эта «свобода перехода от мягкости к жесткости и обратно» и является сущностью Уэчи-рю. В процессе упорной физической тренировки боец Уэчи-рю учится расслаблению и напряжению мускулов, чередованию расслаблений с усилиями, быстрых движений с медленными.

Нанося и принимая по многу раз мощные удары руками и ногами в упражнениях на набивку (Котэ-Ааси-Хара Китаэ), он постепенно приобретает чувство момента (Кикай-но Кандзи), в который противник может быть выведен из равновесия и сбит с ног. Встречая силу противника своей силой, он приобретает навык, когда силу противника можно обратить против него самого. Таким образом, можно сказать, что в Уэчи-рю начинают с «жесткой закалки тела» (Го-но Тайрэн), а за тем, от «жесткости» (Конан-Сей) идут к «мягкости» (Дзюнан-Сэй).

Игорь Горбунов

Karate.ru: А как насчет тактики стиля?

Игорь Горбунов: Тактической  особенностью школы Уэчи-рю является ведение боя на ближней дистанции (СэцуСэн). Теснить противника градом ударов, наносимых с высокой скоростью, возвращая пропущенные удары в двойном объеме. Этот принцип называется «глаза ясны, руки быстры» (Гансэй сюсе). Что означает: «мгновенная и адекватная реакция на изменение ситуации». 

Прорываясь на ближнюю дистанцию, всегда есть риск пропустить удар или серию, и дабы противостоять этому, ученики с первых занятий и всю жизнь учатся формировать «тело санчин» (Сачин-но Тай) путем интенсивной практики «Ката Санчин» и упражнений по набивке всего тела (котэ-аси-хара китаэ). 

Тактика Уэчи-рю очень проста и понятна: используя свою мощную мускулатуру, закаленную тренировкой в «Ката Санчин» и набивкой, принимать удары противника на корпус, «отпружинивая» их за счет специфического напряжения мышц.

С другой стороны, всем известен принцип: «Скорость – в расслабленности». Следовательно, кроме «ударостойкого» тела нужна высокая скорость реагирования, как психологического, так и физического. Соответственно, необходимо уметь моментально переходить от напряжения (физического и ментального) к расслаблению и обратно. Вызывать острую боль в ударных конечностях противника, жестко блокируя его удары или проваливать его мимо себя, мягко уходя с линии атаки. Мгновенно выводить противника из равновесия, надергивать его на себя с помощью захватов, одновременно обрушивая на него мощные контрудары. Инерция движения тела противника, летящего в результате рывка навстречу удару рукой или ногой, удваивает разрушительную силу удара. При этом, если удалось вывести противника из равновесия, можно легко перейти на бросок (Нагэ) или опрокидывание (Таоси). Это практичная тактика ведения поединка, и главное место в технике Уэчи-рю занимают исключительно доступные и эффективные приемы реального боя (Дзиссэн).

Karate.ru: Каковы, на ваш взгляд, сильные стороны данного стиля?

Игорь Горбунов: Техническая скупость, порождающая много-вариативность применения. Что просто – то эффективно!

Каратэ Уэчи-рю Игоря Горбунова

«Уэчи-рю каратэ-до – один из сохранившихся старых стилей китайского кунг-фу»

Karate.ru: А в чем проявляется влияние китайских боевых искусств на формирование стиля Уэчи-рю каратэ? 

Игорь Горбунов: Уэчи-рю каратэ-до и есть один из сохранившихся старых стилей китайского кунг-фу. В его основе лежат южно-китайские стили, такие как Кулак почитания тигра (Ху-цзунь Цюань), Кулак журавля (Хэ Цюань), Кулак дракона (Лун Цюань). Возможно влияние и других школ. Старые названия Уэчи-рю: «Кулак Дракона, Тигра и Журавля» (кит. Лунхухэ Цюань); «Полужесткий-полумягкий стиль» (яп. Ханконан-рю) или «Пангайнун» – (Pan guy noon). 

Кроме того, нужно сказать, что между Уэчи-рю и Юнчуньцюань (Винчун) есть некоторая схожесть. Это не удивительно, ведь элементы стиля Юнчунь байхэ-цюань (Кулак белого журавля), предполагаемого предтечи Юнчуньцюань, органично входят в базу Уэчи-рю Каратэ-до.

Karate.ru: Для людей с какими антропометрическими и другими характеристиками данный стиль подходит больше всего? 

Игорь Горбунов: Тут, пожалуй, ограничений нет. Техническая много-вариативность дает широкий выбор тактических действий, а интенсивные тренировки укрепляют и закаляют любое тело.

Karate.ru: Отличается ли ката Санчин в Уэчи-рю от практики в других стилях, в частности того же окинавского Годзю-рю?  

Игорь Горбунов: Подробный ответ на этот вопрос может послужить основой для серии статей. Прямой и краткий ответ – да, Ката «Санчин» в Уэчи-рю и других стилях отличаются друг от друга техническим рисунком, темпом, напряжением-расслаблением и, самое главное, дыханием. Что касается последнего, то, в практике «Ката Санчин» школы Уэчи-рю используется «боевая версия» даосской дыхательной практики, называемой «обратное дыхание». Даосы считали, что так дышит плод в материнской утробе. 

Этот метод дыхания, во-первых, позволит вам защитить внутренние органы от ударного воздействия противника, во-вторых, его постоянная практика поднимет ваши уверенность в своих силах (Дзюсин) и дух – (Сэйси) до высочайших пределов. Возможности практики данного метода дыхания, открывающиеся через простые движения ката Санчин, практически безграничны для совершенствования и единения трех основополагающих элементов Боевых Искусств: СОЗНАНИЯ, ТЕХНИКИ, и ТЕЛА (Син-Ги-Тай), развития «Предвидения» (Дай Роккан) и подсознательной естественности реакций.

интервью с Игорем Горбуновым

Karate.ru: Расскажите подробнее о практикуемых в Уэчи-рю каратэ Санчин-Китаэ и Санчин-Бункай. 

Игорь Горбунов: Упражнение «Ковка и Закалка Санчин» (Санчин-китаэ) практикуется для того, чтобы определить правильно ли исполняется Ката «Санчин» и дать ученику самому почувствовать это. В этом упражнении проверяется «Устойчивость»  (Антэй Сэй), которая характеризуется единством физической подготовки и психологического настроя, подразумевает готовность встретить любую неожиданность и порождается «Недремлющим сознанием» (Дзан Син). 

Физическая устойчивость формируется, когда в ходе упражнения Санчин-Китаэнельзя сдвинуться с места ни на миллиметр, принимая на себя удары Учителя. Кроме того, известно, что физическая устойчивость тренирует устойчивость психологическую и наоборот - человек не устоит на одной ноге с закрытыми глазами, подняв колено другой на уровень пояса, если он не спокоен. 

Психологическая устойчивость и крепкий дух формируются путем высокой, постоянно поддерживаемой физической и ментальной концентрации при выполнении упражнения Санчин-Китаэ, когда учитель наносит ученикам, исполняющим эту ката, сильные удары по всему телу. Санчин Китаэ практикуется на каждой тренировке. 

Что касается Санчин-Бункай, то здесь экономия технических действий доведена до своего логического конца. Так, например, в положении рук Санчин-Камаэ и прямом ударе «рука копье» (Санчин-Нукитэ) зашифровано сразу четыре защитных и атакующих технических действия, а в ударе «рука копье» наносимом двумя руками одновременно - Моротэ Нукитэ, защитно-контратакующая комбинация сокращена до одной только атаки и т.д. 

Таким образом, мастерам прошлого удалось создать максимально отточенное «Ката Санчин», кажущееся весьма простым - технически, но являющееся очень глубоким - по сути. 

Джордж Мэттсон, основатель американского Уэчи-рю, в книге «Уэчи-рю Каратэ-до» писал, что Уэчи Канеи в свое время отмечал: «В Годзю-рю ката Санчин – дыхательное упражнение, а в Уэчи-рю – полноценный формальный комплекс (ката)». Следовательно, последователи стиля должны знать его боевое применение... 

Необходимо добавить, что на Окинаве большинство наставников Уэчи-рю не занимается боевой расшифровкой этого ката. Все знают бункай и ое (т.е. боевая расшифровка и вариации применения есть), но специально (отдельно) именно для этого ката не практикуют. Мол, достаточно того, что все движения присутствуют и расшифровываются в практике бункай других ката, а задача Санчин – тренировка ударного усилия, постановка дыхания, укрепление тела, формирование конструкций... 

Однако, ряд мастеров и сам Шимабукуро Сэнсэй, для более глубокого понимания этого и последующих ката, дают ученикам Санчин-но Бункай...

Ката Санчин является основой всех последующих ката Уэчи-рю. Все остальные ката и есть «Ката Санчин», но с другим техническим наполнением. 

Этим и интересен стиль Уэчи-рю - своей гармоничной взаимосвязью Кихон, Ката и Кумитэ, с учетом других промежуточных методов. Уэчи-рю как прикладной, чисто боевой стиль не перегружен методами, но и не обеднен техниками для достижения основной цели его практикующих - «адекватной реакции на изменение ситуации».

мастер боевых искусств Игорь Горбунов

Karate.ru: Степень набивки ударных поверхностей бойцов Уэчи-рю, особенно кончиков пальцев рук и ног, очень впечатляет. Расскажите о секретах набивки в Уэчи-рю: чем методы набивки в Уэчи-рю отличаются от методов набивки в других стилях? 

Игорь Горбунов: Секрет закалки ударных поверхностей прост и заключается в постоянстве, регулярности и разумной достаточности. Методы закалки примерно одинаковы во всех стилях, где ее практикуют и берут истоки в южно-китайских школах Цюаньфа. 

Karate.ru: Насколько целесообразно столько времени и сил уделять такой высокой степени набивки туловища? 

Игорь Горбунов: Защитные действия в каратэ изначально предполагают, что противник может быть вооружен как минимум кастетом. Следовательно, такие техники как, например, подставки плеча в боксе не используются. Защита осуществляется либо жестким ударом по атакующей конечности противника с целью уже этим его травмировать, либо мягким отводом в сторону с целью захватить и вывести из равновесия. Все это реализуется с одновременным уходом с линии атаки. Для этого нужны закаленные ударно-защитные поверхности. 

Однако в безоружном противостоянии прорываясь на ближнюю дистанцию, существует риск пропустить удар от невооруженного противника, следовательно, необходимо закалять все тело. Более того, атаки в Уэчи-рю Каратэ-до сориентированы на поражение уязвимых зон на теле противника, следовательно, и свое тело нужно закалить так, чтобы защитить зоны поражения на своем теле. Тояма Сэйко Сэнсэй (1928-2009), первый наставник моего Учителя - Шимабукуро Юкинобу Сэнсэя говорил: «Выковать и закалить нужно все свое тело. Уязвимых зон на нем быть не должно. Нужно не пропускать только удары в голову, горло и пах», добавлю от себя: «… и по суставам».

Игорь Горбунов

Karate.ru: Какое внимание в Уэчи-рю уделяется кумитэ, и в каких формах оно практикуется в данном стиле? 

Игорь Горбунов: Нужно вспомнить, что предтеча стиля зародился в конце XIX века в Китае в период войн и «Боксерского восстания» на основе нескольких стилей Цюаньфа. В то время реальное умение постоять за себя было жизненно необходимым. 

В отличие от многих других стилей каратэ начала-середины ХХ века, в школе Уэчи-рю вольные бои (дзию кобо или дзию кумитэ) изначально, с самого начала преподавания Уэчи Канбуна в Японии в 1926 году являются обязательным методом тренировки. 

Все другие стили каратэ того времени развивались в среде университетских студенческих спортивных клубов, тогда как Уэчи-рю сформировался как стиль отрядов самообороны окинавской диаспоры от рэкета якудза в городе Вакаяма. Следовательно, нужно было быстро обучать ведению бескомпромиссного и скоротечного уличного боя против нескольких противников. 

В тренировочную практику введены различные методы подготовки к свободным поединкам. Сегодня не все эти методы и не во всех организациях используются:

  • Якусоку Кумитэ – обусловленные поединки могут отличаться друг от друга в разных Додзе и, тем более, в разных организациях;
  • Ката-но Бункай – анализ и отработка боевой расшифровки ката;
  • Дзию Кобо – свободный поединок (свободные атаки и защиты). 

Кроме того, в некоторых Додзе дополнительно практикуются:

  • Якусоку Кумитэ – обусловленный поединок;  
  • Кихон Иппон Кумитэ – поединок на один шаг: защита-контратака (техника из Ходзе Ундо);
  • Иппон Кумитэ – поединок на один шаг: защита-контратака (любые технические действия, по договоренности);
  • Дзию Иппон Кумитэ – поединок на один шаг: защита-контратака на один шаг (любые технические действия без договоренности);
  • Ое Кумитэ – защита и контратака против нескольких противников на основе техник «Ката»;  
  • Якусоку Хаппо Кумитэ – «обусловленный поединок на восемь сторон», против нескольких противников;
  • Дзию Хаппо Кумитэ – «свободный поединок на восемь сторон», против нескольких противников;
  • Дзиссен Кумитэ – поединок реального боя;  
  • Сидзэн Кумитэ – естественный поединок: отработка определенных прикладных техник в свободной форме;  
  • Госин Кумитэ – поединок самозащиты (без защитного снаряжения). 

В интервью TV-передаче «Тропой Дракона», выпуск от 15 Сентября 2013 года телеканала «Звезда», Шимабукуро Юкинобу сказал: «Каратэ для меня это поединок - кумитэ, т.е. техника свободного боя, а потом ката и физическая тренировка. Нужно гармонизировать эти составляющие. Это три основы. Лично для меня не совсем приемлемо выделять что-либо одно».

Интервью с мастером боевых искусств Игорем Горбуновым

Karate.ru: Как на тренировках проводится дзю-кумитэ: по каким правилам, разрешенные зоны атаки и ударные поверхности, защитное снаряжение и т.д.? 

Игорь Горбунов: Все зависит от той или иной организации. Раньше поединки проходили в полный контакт и по всему телу, включая голову, теперь, в основном, – в ограниченный контакт, в некоторых организациях – по правилам «сундомэ». В конечном счете, все зависит от целей практики. 

Если цель – участие в соревнованиях, то определяющим фактором будут правила проведения состязательных поединков: Сундомэ Кумитэ – бесконтактные бои или бои с ограниченным контактом; Богу Кумитэ – бои в том или ином защитном снаряжении; Ирикуми-Го Кумитэ – бои в полный контакт без защитного снаряжения с определенными ограничениями по поражению различных зон, по использованию тех или иных технических действий или без таких ограничений... 

Если цель – постижение каратэ как исторического и культурного наследия, или как прикладного метода, то все будет зависеть от контингента занимающихся. 

Мы, например, проводим тренировочные поединки в средний контакт по всему телу руками, ногами, локтями и коленями, но с обозначением ударов в наиболее уязвимые зоны поражения. При этом используем броски и «ключи».

«Традиционное каратэ и спортивные единоборства существуют в параллельных мирах. Пусть расцветают все цветы!»

Karate.ru: А соревнования по Уэчи-рю проводятся?               

Игорь Горбунов: Да, соревнования по Уэчи-рю Каратэ-до проводятся в разделах Ката и Кумитэ. 

Уэчи Канэи Сэнсэй (1911-1991 гг.) основал всемирно известные Всеокинавские  Чемпионаты по Каратэ-до. Ясуо Шимоджи Сэнсэй (Япония) основал ежегодные международные турниры в Токио. Шимабукуро Юкинобу Сэнсэй (Франция) основал ежегодный турнир «Кубок Франции Уэчи-рю». Густаво Кардос Гондра Сэнсэй (Аргентина) основал ежегодный турнир «Всемирный кубок Уэчи-рю». На Окинаве и других регионах Японии проводятся соревнования внутри различных организаций.

Игорь Горбунов

Karate.ru: Выступают ли представители Уэчи-рю на соревнованиях других стилей каратэ?  

Игорь Горбунов: Соревновательная практика меня не очень интересует, так что я не слежу за этим. Но, насколько мне известно, поклонники Уэчи-рю из Бразилии участвуют в соревнования по ММА, французы – в турнирах по Киокусинкай. 

Karate.ru: Насколько популярен Уэчи-рю в Японии и в мире в целом? 

Игорь Горбунов: Уэчи-рю Каратэ-до является одним из трех основных стилей окинавского каратэ. Сегодня на Окинаве существует около 20 разных организаций, входящих в группу Уэчи-рю (некоторые стили взяли себе собственные названия), в целом в мире их больше (ниже данные только об официально зарегистрированных Додзе): на Окинаве более 60 Додзе, в японской метрополии – более 30 Додзе, в других странах мира более 200 Додзе.

Karate.ru: Как Вы познакомились с известным в мире мастером Уэчи-рю Шимабукуро Юкинобу и стали его учеником? 

Игорь Горбунов: После кончины Уэсато Гэнпея Сэнсэя и традиционного годичного траура я обратился к Шимабукуро Юкинобу Сэнсэю, Ханси, с просьбой принять меня в его ученики (не в «посетители его Додзе», а в Ученики!). Он смотрел мою технику, проверял навыки, знание японских традиций, расспрашивал, у кого я изучал Уэчи-рю ранее, проверял искренность моих устремлений… В итоге он согласился, и я стал одним из немногих его личных учеников. 

Karate.ru: Расскажите о Шимабукуро Юкинобу. Чем он Вас впечатляет? 

Игорь Горбунов: Шимабукуро Юкинобу Сэнсэй – замечательный и открытый человек! Наши с ним отношения уже давно переросли в нечто большее, чем отношения Учитель-Ученик. Я, приезжая к нему, тренируюсь не только во всех спортивных клубах, которые он курирует, но, прежде всего, один-на-один с ним у него дома. Шимабукуро Сэнсэй всегда выслушивает мои идеи и мнения. Мы зачастую спорим с ним о возможностях, трактовках и вариациях применения тех или иных технических и тактических действий. Если он не согласен со мной, то мы пробуем все это на практике. После чего, либо я вижу несостоятельность своих идей, либо он соглашается со мной и вводит мои находки в тренировочный процесс. 

Вот как он однажды высказался в интервью TV-передаче «Тропой Дракона:«...Игорь Горбунов из Москвы, официальный представитель Уэчи-рю каратэ-до в России, по-настоящему хорошо работает. У него есть свое видение и свои трактовки, но при этом он принимает позицию и строго следует моим наставлениям. А ученик, который следует наставлениям своего Учителя – быстро прогрессирует. Кроме того, я считаю, что Уэчи-рю в традиции Патриарха стиля в Москве, развивающееся под руководством Игоря, находится на очень хорошем уровне...». Я же добавлю о нем: «Настоящий Учитель продолжает учиться у своих учеников!» 

После тренировок он угощает меня своими изысками японской традиционной кухни и даже, несмотря на мои возражения, часто платит за меня в ресторанах, где мы иногда ужинаем. 

Недаром в Китае «Мастер-Учитель» (Шифу) – дословно означает: «Отец-Наставник»! 

Что касается его мастерства, то, пожалуй, чтобы составить себе впечатление о нем, нужно просто постоять с ним в парах в набивке  Тай-Китаэ, в Кумитэ и посмотреть его исполнение и трактовку Ката… Могу сказать, что вести даже «мягкое Кумитэ» (ДзюКумитэ) с Шимабукуро Сэнсэем – очень больно!

Игорь Горбунов интервью

Karate.ru: С кем еще из известных мастеров окинавского и японского каратэ Вы знакомы и тренировались, и чем они Вас впечатляют?               

Игорь Горбунов: За годы занятий мне посчастливилось повстречаться со многими мастерами боевых искусств. 

Что касается известных российских мастеров, то список будет очень большим. Если указать одних и не сказать о других, то боюсь их этим обидеть. Безусловно, прежде всего, это будут мэтры «Центральной школы Каратэ». Кроме того, доводилось встречаться со многими известными мастерами Сетокан, Сито-рю, Серин-рю, Годзю-рю, Киокусинкай и производных от него стилей, различных стилей ушу и ММА, известными историками и исследователями боевых искусств, преподавателями Российского Государственного Университета Физической культуры, государственными чиновники, телеведущими и киноактерми... 

Также я встречался со многими мастерами боевых искусств из Европы, Северной и Латинской Америки. 

Говоря о японских, окинавских и китайских мастерах-носителях традиции, отмечу: Уэчи Кансе, Уэчи Кандзи, Тамаесэ Кацудзи, Хирокуни Ямасиро, Нисияма Хидетака, Тайдзи Казе, Накадзато Хидео, Цукада Рюзо, Томияма Кейдзи, Пань Чен Мяо, У Гуоцзянь… 

Все эти люди впечатляют мастерством, открытостью своих душ, умением моментально увидеть и по достоинству оценить искренность человека.

Karate.ru: Неоднократно отмечалось, что некоторые мастера каратэ даже в возрасте 60 и более лет все еще очень сильны, опасны в поединке и могут без труда расправиться с молодым и сильным соперником. Насколько это реально? Вам лично удавалось видеть что-либо подобное? 

Игорь Горбунов:Теоретически все возможно! Могу предположить, что в спортивном поединке молодой боец одержит верх, а в уличном столкновении у старого мастера есть высокие шансы. 

Мастера каратэ в 60 лет и старше уже достаточно мудры, чтобы избегать и не допускать физического столкновения, но всякое может быть. Молодой боец уповает на свои силу, скорость и выносливость. Старый Мастер, понимая преимущества молодости, и обладая большей своевременностью и точностью, наработанными годами тренировок, будет стремиться нейтрализовать противника в завязке боя или еще до нее. «Неуязвим тот, кто в определенное время не находится в определенном месте!» Летит кулак в голову – убери голову, и в День ВДВ в парк с фонтанами ходить не нужно!

Karate.ru: Сколько лет Вы уже практикуете Уэчи-рю каратэ? 

Игорь Горбунов: Я практикую Уэчи-рю Каратэ-до 21 год – с 1995 года. Минимально допустимый на Окинаве срок достижения уровня черного пояса 6-го Дана с нуля равен 18 годам изучения и практики стиля.

Karate.ru: Вам приходилось бывать по роду службы в горячих точках…       

Игорь Горбунов: Я принимал участие в так называемых локальных войнах и конфликтах. Занятия боевыми искусствами, безусловно, помогли, ведь сказано: «Не умея побеждать себя, невозможно побеждать других!»

Karate.ru: Каково ваше мнение, как мастера традиционного каратэ, о спортивном каратэ и включении каратэ в Программу Олимпийских Игр 2020 года? 

Игорь Горбунов: Спортивное единоборство каратэ меня мало интересует, однако на определенном этапе становления бойца соревновательная практика полезна. 

Для меня традиционное каратэ и спортивные единоборства существуют в параллельных мирах. Пусть расцветают все цветы!

Karate.ru: В завершение нашего материала, какой совет вы бы дали молодым начинающим каратистам?               

Игорь Горбунов: Ходить на тренировки, тренироваться и учиться – это не одно и то же! Ходить на тренировки – самому, тренироваться – у тренера, а Учиться – у Учителя! Ищите Учителя! 

Благодарим Игоря Валерьевича за интересную беседу!



Мир каратэ

Мы в соцсетях: