Интервью с Юкимитсу Хасегавой

7-кратный Чемпион мира.

Звучит не слишком реалистично, но… В случае человека, о котором сегодня пойдет речь, это истинная правда.

Юкимитсу Хасегава, можно сказать, родился и вырос в колыбели современного каратэ. И добился известности сэнсэй Хасегава как фронтмен сильнейшего трио братьев Хасегава.  А ведь братья выигрывали мировые титулы по каратэ WKF в течение многих лет, как в личном, так и командном ката.

Есть сторонники мнения, что именно Юкимитсу Хасегава способствовал популяризации многих ката, которые сегодня используются на соревнованиях мирового уровня.

Логично было бы предположить, что после завершения карьеры этот мастер, добившийся столь многого, вероятно, бросит каратэ, займется чем-то новым.

Но это был бы не Хасегава-сэнсэй.

На самом деле, когда Юкимитсу Хасегава не занят преподаванием каратэ, он по-прежнему участвует в локальных турнирах или (даже тайно) присоединяется к тренировкам в других додзе!

Данный материал представляет собой перевод статьи с ресурса karatebyjesse.com и будет предоставлен в виде диалога мастера Юкимитсу Хасегавы (Ю.Х) и автора вышеуказанного ресурса – Джесси Энкампа (Дж.Э).

Приятного прочтения!

Дж.Э (Джесси): Первый вопрос! Когда и почему вы начали практиковать каратэ?

Ю.Х (Юкимитсу  Хасегава): Я начал, когда мне было 15 лет, просто потому, что я увидел, как мой старший брат тренировался. Это было захватывающе.

Дж.Э: Вы выигрывали турниры непосредственно с самого начала своего пути в каратэ?

Ю.Х: О, нет [смеется]. Сначала я, признаться, был довольно посредственным каратекой! Но после упорных тренировок я, в конце концов, получил свою первую медаль. Этому предшествовали три или четыре года практики.

Дж.Э: Каратэ изменилось с тех пор, как вы начинали свои первые тренировки? В чем вы видите отличия?

Ю.Х: Основы не изменились. Кихон все еще остается кихоном. Сегодня увеличился акцент на скорость и мощность. Безусловно, это важные аспекты, особенно для турниров. Даже регулярное обучение в значительной мере изменилось, так как методы обучения постоянно прогрессируют.

Дж.Э: А почему вы решили специализироваться на ката, а не кумитэ?

Ю.Х: Прежде всего потому, что в моем родном додзе никогда не отделяли ката от кумитэ. Обе дисциплины, если их можно так назвать, шли рука об руку. Мой сэнсэй всегда говорил: "Только ката: нет, нет. Только кумитэ: нет, нет". Правда в том, что каратэ включает оба элемента. Однако, по мере моего становления, как каратиста, мне пришлось выбрать ката для защиты чести японской сборной. 

Так как я и оба мои брата наслаждались ката и все достигли необходимого для сборной уровня, мы решили создать команду "Три брата".

Но поймите меня правильно: я всегда тренировался как в ката, так и в кумитэ. И до сих пор тренируюсь подобным образом. Это каратэ. Настоящее каратэ. Да, для турниров идет разграничение «ката-каратэ», но для всех каратистов, я считаю, это – одно целое.

Дж.Э: Согласен с вами. Теперь вы не только бывший чемпион, но и великий тренер. Каковы "секреты" достижения высокого уровня в ката?

Ю.Х: Там ​​только один секрет. Практика [смеется]! И правильность...

Дж.Э: Что вы имеете в виду под правильностью?

Ю.Х: Это трудный вопрос. Я не могу ответить на него. Понимаете, все зависит от конкретного человека. Каждый нуждается в особенной, правильной именно для него практике. Вы должны спросить себя: "Что такое правильность практики для меня?" К своему обучению, порой, нужно подходить философски.

Подобный подход, такое мышление очень важны, потому что вы можете достичь достаточно высокого уровня, но практиковать свое каратэ неправильно! Правильность, возможно, это путь к нашему истинному потенциалу.

Дж.Э: В самом деле?

Ю.Х:  Да, если вы придерживаетесь неправильного пути в течение многих лет, вы станете очень хороши в реализации неправильного каратэ.

Дж.Э: Ха-ха, вот как?!

Ю.Х: И многие люди даже не заметят никакой разницы.

Дж.Э: Можете назвать самые распространенные ошибки, которые допускают каратисты в своем «неправильном» следовании каратэ?

Ю.Х: Их можно перечислять достаточно долго. Я упомяну только те, которые вижу слишком часто, обычно на Западе. Например, некоторые практикующие каратэ, особенно в ката, кажется, думают, что движения должны всегда выполняться по максимально трудной траектории. Это выглядит очень жестко. Нет чувства потока в движениях.

Это базовый уровень ваза (техники), но, несмотря на обучение в течение многих лет, они никогда не смогут достичь того уровня, который, возможно, смог бы удовлетворить их амбиции.

Кроме того, я вижу много «искусственного дыхания». Это я воспринимаю, как попытку издавать звуки, а не дышать. Громкие звуки впечатляют - и стремление за этой эффектностью всегда вредит каратисту. 

Дж.Э: Тут вы, несомненно, правы. Скажите, западное и японское каратэ отличаются?

Ю.Х: Ну, мой опыт связан в основном с Европой, и я вижу здесь много сетокан-каратэ. Очень много. Это отличается от положения дел в Японии, где четыре основных стиля одинаково популярны.

Дж.Э: Сетокан-каратэ похоже в Европе и Японии?

Ю.Х: Нет, очень разное...

Дж.Э: В чем?

Ю.Х: Во многих аспектах. В Европе люди ставят акцент на скорости и мощи. Они очень сильны физически. Но они имеют слабое представление о значении движений, о бункай.

Если вы не знаете некоторых моментов, то вы практикуете не боевое искусство. Методы становятся все более изощренными, когда вы знаете истинный смысл движений, и именно тогда вы можете выразить правильное чувство.

Дж.Э: Я полностью согласен! Тем не менее, многие спортсмены предпочитают не обращать внимания на бункай.

Ю.Х: Это ошибка. Потому что, даже если вы соревнуетесь только в ката, хороший судья присудит вам более высокие баллы, если вы не только выполняете движения правильно, но и выражаете истинное значение каждого ката.

Дж.Э: Одна вещь не дает мне покоя: когда вы смотрите на современное кумитэ и ката, кажется, они уже очень сильно «отведены» друг от друга. Как люди могут восполнить возникающий пробел?

Ю.Х: Понимая основы. Кихон всегда соединял ката и кумитэ.

Дж.Э: Пожалуйста, объясните!

Ю.Х: На первый взгляд, ката и кумитэ выглядят совсем «чужими». Но подход должен быть одинаковым в обоих «дисциплинах». Вы всегда боретесь. И основы боя: сила, релаксация, время, визуализация, мощность и скорость - всё практикуется в кихон. Основы движения и, особенно, мышления, у Чемпиона мира в ката и Чемпиона мира в кумитэ в точности такие же.

Дж.Э: У меня нет никаких сомнений, что вы правы. А теперь можете ли вы поделиться самыми интересными воспоминаниями от каких-либо соревнований?

Ю.Х: Да. 1992 год. Чемпионат мира в Испании. Я и мои братья. Шестая золотая медаль. Хорошие воспоминания. Это был последний чемпионат мира, который мы выиграли прежде, чем были введены новые правила с флагами.

Дж.Э: Хорошие времена! Наконец, скажите, какие надежды вы питаете по поводу будущего каратэ?

Ю.Х: Seishin.

Дж.Э: Seishin?

Ю.Х: Да, на английском это «Дух». Я надеюсь, что будущее каратэ будет связано не только со спортивной составляющей. Я хочу, чтобы люди «поняли» и приняли дух каратэ. Находить друзей, помогать слабым, учиться друг у друга и жить полноценной жизнью через каратэ. Это и есть «Seishin».

Дж.Э: Потрясающе! И, если это возможно, дайте совет людям, которые хотят достичь высот в мире каратэ…

Ю.Х: Невозможно дать только один универсальный совет... Будьте мотивированными. Установите личные цели. Подходите к тренировкам со всей основательностью. Спрашивайте себя: почему вы занимаетесь каратэ? Чтобы узнать больше методов самозащиты? Чтобы стать Чемпионом?

Найти свою мотивацию – очень важно. Задавайте себе десятки всевозможных «Почему». Тогда вы найдете свой путь. И никогда не сдавайтесь!

Дж.Э: Очень хорошо. Последние слова для нашего интервью?

Ю: Love&Peace [смеется]!

 

Интервью представляет собой перевод статьи с ресурса karatebyjesse.com



Мир каратэ

Мы в соцсетях: